ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются содержание понятия антикоррупционная компетентность и антикоррупционные компетенции, а также способы их формирования. Автор выделяет проблемы формирования антикоррупционной компетентности специалистов для служб управления персоналом коммерческих организаций и кадровых служб для сферы государственного управления и государственной службы в процессе их обучения и повышения квалификации. Кратко представлен опыт Сибирского института управления –филиала РАНХиГС по формированию антикоррупционной компетентности с использованием интерактивных методов и игровых технологий будущих HR-менеджеров и специалистов кадровых служб, ответственных за организацию деятельности по противодействию коррупции в органах власти. Приводятся данные опроса экспертов — практиков специалистов кадровых служб органов власти по оценке эффективности методов обучения для формирования антикоррупционной компетентности. В результате исследования были созданы: набор общепрофессиональных компетенций, составляющих основу антикорупционной компетентности государственных служащих и HR- менеджеров и методическое обеспечение программы по ее формированию.

Ключевые слова:
антикоррупционная компетентность, антикоррупционные компетенции, интерактивные методы, игровые технологии.
Текст

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Коррупция остается наиболее деструктивным фактором системного характера в современном государственном управлении. Она носит латентный характер, всегда развертывается как асоциальная деятельность, все более захватывая не только систему государственного управления и государственную службу, но практически все сферы и социальные компества. В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что коррупция является одной из угроз национальной безопасности. В процессе сложного становления и реформирования института государственного управления и государственной службы и одновременной разработки антикоррупционного законодательства Российской Федерации в фокусе внимания главными вопросами остаются — повышение профессионализма и компетентности гражданских служащих как единого фундаментального принципа построения и функционирования государственной службы. В связи с этим, одним из важнейших приоритетов государственной политики является обеспечение государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) высококвалифицированными специалистами, в том числе и специалистами кадровых служб, способными решать сложные и актуальные задачи противодействия коррупции, поставленные в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в Национальной стратегии противодействия коррупции (Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460, ред. от 13.03.2012) и в Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 гг. (Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147). Вследствие этого возникает настоятельная необходимость формирования не только профессиональных, но и антикоррупционных компетенций и антикоррупционной компетентности государственных служащих. В настоящее время вопросу обеспечения антикоррупционной деятельности и формированию антикоррупционной компетентности уделяется все больше внимания и в коммерческих организациях, где также существует опасность проявления коррупции среди персонала. Именно поэтому организация антикоррупционной деятельности должна осуществляться и на государственной службе, и в коммерческих организациях,что является прерогативой специалистов кадровых служб.
Но если на государственной службе данное направление деятельности напрямую закреплено за специалистами подразделений кадровых служб, ответственных за организацию деятельности по противодействию коррупции, что регламентируется документом «Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа» (утверждено Аппаратом Правительства РФ 18.02.2010 № 647п-П16), во втором разделе которого описываются основные задачи и функции подразделения, среди которых «Основными задачами подразделения являются профилактика коррупционных и иных правонарушений в федеральном государственном органе, а также обеспечение деятельности федерального государственного органа по соблюдению государственными служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения», то в коммерческих организациях такая деятельность кадровых служб только начинает формироваться [3]. слои общества. 

Список литературы

1. Баженов В.М., Бишаева А.А., Кривцун Е.А. О соотнесении понятий «компетенция» и «компетентность» в профессиональной подготовке учителя технологии и предпринимательства // Проблемы технологического образования в школе и вузе: cб. материалов XII Международной конференции по технологическому образованию школьников / Под ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: МИОО, 2006 - С. 254.

2. Зенков М.Ю., Черняк Т.В. Обеспечение деятельности кадровой службы по соблюдению требований этики служебного поведения, урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции: сборник учебных материалов / сост. М.Ю. Зенков, Т.В. Черняк. - Новосибирск: Изд-во СибИУ РАНХиГС, 2018. - 335 с.

3. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти: понятие, содержание, виды // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 981-992.

4. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. Коррупция и антикоррупционная политика. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. - С. 32.

5. Черняк Т.В. Конфликт интересов и коррупция на государственной гражданской и муниципальной службе: механизмы их предотвращения и урегулирования // Игровые технологии в подготовке HR-менеджера: междисциплинарный подход. - Новосибирск, 2016. - Гл. 2.6. - С. 39-47.

6. Черняк Т.В. Конфликтология: учеб. пособие для дистанц. обучения и самостоят. работы студентов / Рос. акад гос. службы при Президенте РФ; Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск, 2007. - 206 с.

7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - С. 108.

8. Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 45. - URL: http://e-jour№al.spa.msu.ru/uploads/vest№ik/2014/vipusk__45._avgust_2014_g./problemi_upravle№ija_teorija_i_praktika/pa№ova_bari№ov.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

9. Печенкин В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих : автореф. дис. …д-ра психол. наук. - М.: РАНХиГС, 2012. - 25 с.

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - С. 39

11. Черняк Т.В. Кейс-стади «Конфликт интересов и соблюдение служебной этики государственными служащими» // Игровые технологии в подготовке HR-менеджера: междисциплинарный подход. - Новосибирск, 2016. - Гл. 2.6. - С. 44-46.

12. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198913&fld=134&dst=100019,0&rnd=0.033701170831174076#0 (дата обращения: 12.04.2018).

13. Черняк Т.В. Игровые технологии в подготовке HR-менеджеров: междисциплинарный подход : Сборник методических материалов и статей. Институт организационного развития и стратегических инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М.: Дело, 2015. - С. 70-79.

14. Черняк Т.В. Методы активного обучения государственных гражданских служащих как способ формирования профессиональных компетенций: использование зарубежного и отечественного опыта в СибАГС // Подготовка кадров для государственной и муниципальной службы в условиях реформ: диалог власти, науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., 23-25 апр. 2009 г., г. Новосибирск. - 2-е изд., доп. и испр. - Новосибирск, 2010. - С. 352-356.

15. Черняк Т.В. Проблемы коррупции в органах государственной власти: оценка государственных служащих Сибирского федерального округа // Развитие территорий. - 2016. - № 3-4 (6). - С. 106-111.

16. Сhernyak Т. Causes of corruption and mechanisms of combating corruption in government agencies (According to government employees of Siberian Federal District). Идентификационный номер: WOS:000417343500037. - URL: http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=5&SID=C6SYcMEmxhcUOsFXanu&page=1&doc=2. (дата обращения: 15.04.2018)

17. Сhernyak Т. Mechanisms of preventing conflict of interests and fight against corruption in public service: experience of Еuropean community. Идентификационный номер: WOS:000417125700017. - URL: http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=5&SID=C6SYcMEmxhcUOsFXanu&page=1&doc=1. (дата обращения: 15.04.2018)

18. Сhernyak Т. Problems of Formation of Anticorruption Competence of Civil Servants in the Process of Learning // Presented Papers from the 24th NISPAcee Annual Conference. May 19-21, 2016, Zagreb, Croatia. Organized in cooperation with the University of Zagreb, Faculty of Law. Рp. 25-36.

19. Dobovsek Bojan. Prevention of corruption. Podgorica: Human Resources Management Authority. 2009.

20. Suwaj Patrycia J., Rieger Hans J. Public Integrity: Theories and Practical Instruments. Slovakia: NISPAcee Press, 2009.

21. Stranova Katarina, Sicakova-Beblava Emilia. Corruption and anti-corruption measures in Central and Eastern Europe. Slovakia: NISPAcee Press, 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?