ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к среде технического университета. Актуальность и новизна работы обусловлена текущими изменениями в системе высшего профессионального образования России. В качестве типичных проблем адаптации выделены: незнание учащимися специфики социального взаимодействия в университете; неадекватные представления об организации учебного процесса в вузе; наличие внешней и смешанной профессиональной мотивации у студентов первого курса. Разнообразная социокультурная среда вуза описана в исследовании как фактор, способствующий принятию социальной роли «студент» на эмоциональном уровне. Вместе с тем, становление когнитивных компонентов роли происходит не ранее 5–6 недели обучения. По результатам исследования показана необходимость введения в образовательный процесс для первокурсников адаптационного тренинга.

Ключевые слова:
адаптация студентов, трудности адаптации, профессиональная идентичность, мотивация, межличностное общение, студенты-первокурсники технического вуза, факторы адаптации.
Текст

Введение. Актуальность проблемы адаптации студентов первого курса в техническом университете обусловлена задачами реформирования системы высшего образования в России. Многочисленные исследования проблемы адаптации студентов, проведенные в отечественных и зарубежных работах, не могут исчерпывающе удовлетворить запросы практики, поскольку большинство из них выполнялись в иных социальных условиях. Процесс адаптации первокурсников в вузе рассматривается как сложный динамический процесс, связанный с преодолением многочисленных проблем и трудностей педагогического и психологического характера [1; 3; 6; 10]. Процесс адаптации студентов первого курса отражает особенности взаимодействия личности, социальной группы и социальнообразовательной среды вуза. Адаптация студентов первого курса как процесс и результат включенности личности в социальную среду вуза сопровождается реализацией индивидуальных особенностей и внутриличностных возможностей, ожиданий в конкретных условиях познавательной деятельности и межличностного общения. Адаптация личности в процессе вузовского обучения рассматривается как многогранный процесс, связанный с новизной: учебновоспитательного процесса; социального взаимодействия и окружения; условий проживания для иногородних студентов. Если у первокурсника возникают сложности адаптации к новой образовательной среде, то он начинает испытывать дополнительные затруднения в учебной деятельности и межличностном общении. Уровень социального развития студенческой группы, включающий социальнопсихологический климат, деловые, лидерские и референтные характеристики, так же влияет на успешность учебной деятельности членов группы и межличностного общения в ней. В феномене адаптации интегрируются процессы профессиональной идентичности и межличностного общения. Профессиональная идентичность студентов выступает как вид социальной идентичности, и обладает всеми основными качествами социальной идентичности — самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему. Профессиональная идентичность выступает как регулятор процессов профессионального самоопределения — профессионального ориентирования, профессионального становления, развития, самореализации в профессиональной деятельности. Когнитивные и мотивационные аспекты профессиональной адаптации студентов первого курса включают понимание своей профессии, профессиональной роли, принятие себя в профессии, профессиональную направленность, удовлетворенность выбором вуза, специальности, обучением, взаимоотношениями в учебной группе [2; 9]. Материалы и методы. Цель исследования: изучение особенностей адаптации студентов-первокурсников технического университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выборка исследования составила 39 респондентов; из них 90% студентов мужского пола, 10% женского пола, в возрасте от 18 до 22 лет. В исследовании были применены следующие методы: наблюдение, интервью, анализ документов — студенческих эссе на тему «Я — студент МГТУ им. Н.Э. Баумана», базы данных успеваемости студентов (статистические материалы электронного университета МГТУ).

Список литературы

1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 17-24.

2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 1-11.

3. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. - 160 с.

4. Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 138-143.

5. Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 13-19. DOI:https://doi.org/10.14529/ped180102

6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

7. Реан А.А., Кудащев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.

8. Школа молодого бауманца [Электронный ресурс] // Сайт Студенческого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана. URL: http:// studsovet.bmstu.ru/projects/schools/shmb/ (дата обращения: 1.02.2018).

9. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы Общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1988. - С. 100-101.

10. Klineberg O., Hull W.F. At a Foreign university: an international study of adaptation and coping. N. Y., Praeger, 1979. 211 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?