Россия
Зерноград, Россия
В статье проанализирована результативность применения основных финансовые инструментов государственного регулирования аграрной отрасли. Проведенный анализ показал, что системе государственного регулирования, выступающей в качестве основного фактора устойчивого развития сельского хозяйства нашей страны, присущи определенные недостатки. В связи с этим авторами даны предложения по совершенствованию таких финансовых механизмов государственного регулирования аграрной отрасли как система кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, налоговое регулирование, бюджетное финансирование, государственная поддержка агрострахования, стимулирование инновационного развития сельскохозяйственных предприятий. Реализация предложенных направлений будет способствовать повышению эффективности аграрного производства и конкурентоспособности отечественной продукции, а также инвестиционной привлекательности сельского хозяйства России.
финансовые инструменты, государственное регулирование, аграрная отрасль, субсидирование.
В последние годы сельское хозяйство нашей страны достигает нормальных темпов прироста производства к предыдущему году: в 2013 г. — 5,8%, в 2014 г. — 3,5, в 2015 г. — 3,0, в 2016 г. — 3,4%. Правительство проводит мероприятия, направленные на импортозамещение в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, что позволило в 2016 г. по большинству видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия достичь ее пороговых значений (кроме молочной продукции). Помимо этого, в некоторых подотраслях происходит формирование конкурентоспособных производств, появились новые финансовые инструменты господдержки. Тем не менее еще остается ряд нерешенных проблем, мешающих устойчивому развитию сельского хозяйства. В связи с чем возникает необходимость дальнейшего совершенствования финансовых инструментов государственного регулирования данной отрасли экономики. На первый план выходит проблема недостаточности объема инвестиций, привлекаемых в сельское хозяйство. Дело в том, что, несмотря на положительную динамику роста сельскохозяйственного производства, приток инвестиций в рассматриваемую отрасль чаще падает, чем растет. Это наглядно отражено на гистограмме, представленной на рис. 1 [8, с. 20; 9, с. 6]. Из рисунка следует, что на протяжении анализируемого девятилетнего периода только в 2011–2013 гг. наблюдался рост объема инвестиций в аграрную сферу экономики. В последние годы происходит снижение притока инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, так, в 2016 г. он сократился на 9,8% по сравнению с уровнем 2015 г. Данная ситуация свидетельствует как о недостатке собственных инвестиционных ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и о недоступности долгосрочного кредитования. Это может привести к замедлению темпов роста и стагнации сельскохозяйственного производства. Доступ к кредитным ресурсам имеет ограниченный круг высокоэффективных предприятий. Для низкорентабельных или убыточных организаций, а также малых форм хозяйствования доступ к кредитованию практически закрыт.
1. Адуков Р. Основы стратегии и критерии оценки управления АПК // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 12. - С. 24-29.
2. Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма устойчивого развития агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 7. - С. 2-11.
3. Басова А. Особенности воспроизводства машинно-тракторного парка в условиях импортозамещения / А. Басова, Ю. Чутчева // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 10. - С. 23-30.
4. Быков Г. Рынок зерна в Евросоюзе в 2016/17 маркетинговом году и его прогноз до 2022 года / Г. Быков, А. Семкин, М. Новоселов // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 5. - С. 87-91.
5. Заключение экспертной комиссии по результатам реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 6. - С. 4-32.
6. Рудская И.Б. О совершенствовании системы сельскохозяйственного страхования // Журнал экономических исследований. - 2017. - № 3 (9). - С. 16-22.
7. Рудская И.Б. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора страны как долгосрочный фактор защиты внутреннего рынка в условиях членства в ВТО // Инновационные пути развития АПК: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. - Изд-во Донского ГАУ, 2013. - С.89-92.
8. Суровцев В. Эффективность форм государственной поддержки и инструментов финансирования инвестиционных проектов в отраслях сельского хозяйства // В. Суровцев, Ю. Никулина, Е. Паюрова // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 9. - С. 17-25.
9. Ушачев И. Росту и развитию агропромышленного производства необходим комплексный подход / И. Ушачев, А. Серков, В. Маслова // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 4. - С. 4-14.
10. Ушачев И. Современные тенденции и взгляд в будущее АПК России / И. Ущачев, А. Серков, В. Маслова, В. Чекалин // АПК: экономика, управление. - 2017. - № 3. - С. 4-13.
11. Ушачев И. Стратегические направления устойчивого развития АПК России // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 11. - С. 4-15.
12. Фрунзе А.Г. Бюджетная поддержка как фактор эффективности аграрного производства // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 7. - С. 26-30.