PERFECTION OF FINANCIAL INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the effectiveness of the application of the main financial instruments of state regulation of the agrarian sector. The analysis showed that the system of state regulation, which is the main factor of sustainable development of agriculture in our country, has certain drawbacks. In this connection, the authors made suggestions on the improvement of such financial mechanisms of state regulation of the agrarian sector as a system for lending to agricultural producers, tax regulation, budget financing, state support for agricultural insurance, stimulation of innovative development of agricultural enterprises. The implementation of the proposed directions will contribute to improving the efficiency of agricultural production and the competitiveness of domestic products, as well as the investment attractiveness of Russia’s agriculture.

Keywords:
financial instruments, state regulation, agrarian sector, subsidizing.
Text

В последние годы сельское хозяйство нашей страны достигает нормальных темпов прироста производства к предыдущему году: в 2013 г. — 5,8%, в 2014 г. — 3,5, в 2015 г. — 3,0, в 2016 г. — 3,4%. Правительство проводит мероприятия, направленные на импортозамещение в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, что позволило в 2016 г. по большинству видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия достичь ее пороговых значений (кроме молочной продукции). Помимо этого, в некоторых подотраслях происходит формирование конкурентоспособных производств, появились новые финансовые инструменты господдержки. Тем не менее еще остается ряд нерешенных проблем, мешающих устойчивому развитию сельского хозяйства. В связи с чем возникает необходимость дальнейшего совершенствования финансовых инструментов государственного регулирования данной отрасли экономики. На первый план выходит проблема недостаточности объема инвестиций, привлекаемых в сельское хозяйство. Дело в том, что, несмотря на положительную динамику роста сельскохозяйственного производства, приток инвестиций в рассматриваемую отрасль чаще падает, чем растет. Это наглядно отражено на гистограмме, представленной на рис. 1 [8, с. 20; 9, с. 6]. Из рисунка следует, что на протяжении анализируемого девятилетнего периода только в 2011–2013 гг. наблюдался рост объема инвестиций в аграрную сферу экономики. В последние годы происходит снижение притока инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, так, в 2016 г. он сократился на 9,8% по сравнению с уровнем 2015 г. Данная ситуация свидетельствует как о недостатке собственных инвестиционных ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и о недоступности долгосрочного кредитования. Это может привести к замедлению темпов роста и стагнации сельскохозяйственного производства. Доступ к кредитным ресурсам имеет ограниченный круг высокоэффективных предприятий. Для низкорентабельных или убыточных организаций, а также малых форм хозяйствования доступ к кредитованию практически закрыт. 

References

1. Adukov R. Osnovy strategii i kriterii otsenki upravleniya APK // APK: ekonomika, upravlenie. - 2016. - I. 12. - Pp. 24-29.

2. Altukhov A.I. Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo proizvodstva // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. - 2016. - I. 7. - Pp. 2-11.

3. Basova A. Osobennosti vosproizvodstva mashinno-traktornogo parka v usloviyakh importozameshcheniya / A. Basova, Yu. Chutcheva // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. - 2017. - I. 10. - Pp. 23-30.

4. Bykov G. Rynok zerna v Evrosoyuze v 2016/17 marketingovom godu i ego prognoz do 2022 goda / G. Bykov, A. Semkin, M. Novoselov // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. - 2017. - I. 5. - Pp. 87-91.

5. Zaklyuchenie ekspertnoy komissii po rezul'tatam realizatsii v 2015 g. Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gg. // APK: ekonomika, upravlenie. - 2016. - I. 6. - Pp. 4-32.

6. Rudskaya I.B. O sovershenstvovanii sistemy sel'skokhozyaystvennogo strakhovaniya // Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. - 2017. - I. 3 (9). - Pp. 16-22.

7. Rudskaya I.B. Povyshenie konkurentosposobnosti agrarnogo sektora strany kak dolgosrochnyy faktor zashchity vnutrennego rynka v usloviyakh chlenstva v VTO // Innovatsionnye puti razvitiya APK: problemy i perspektivy: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Izd-vo Donskogo GAU, 2013. - Pp. 89-92.

8. Surovtsev V. Effektivnost' form gosudarstvennoy podderzhki i instrumentov finansirovaniya investitsionnykh proektov v otraslyakh sel'skogo khozyaystva // V. Surovtsev, Yu. Nikulina, E. Payurova // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. - 2017. - I. 9. - Pp. 17-25.

9. Ushachev I. Rostu i razvitiyu agropromyshlennogo proizvodstva neobkhodim kompleksnyy podkhod / I. Ushachev, A. Serkov, V. Maslova // APK: ekonomika, upravlenie. - 2016. - I. 4. - Pp. 4-14.

10. Ushachev I. Sovremennye tendentsii i vzglyad v budushchee APK Rossii / I. Ushchachev, A. Serkov, V. Maslova, V. Chekalin // APK: ekonomika, upravlenie. - 2017. - I. 3. - Pp. 4-13.

11. Ushachev I. Strategicheskie napravleniya ustoychivogo razvitiya APK Rossii // APK: ekonomika, upravlenie. - 2016. - I. 11. - Pp. 4-15.

12. Frunze A.G. Byudzhetnaya podderzhka kak faktor effektivnosti agrarnogo proizvodstva // Ekonomika sel’skogo khozyaystva Rossii. - 2017. - I. 7. - Pp. 26-30.

Login or Create
* Forgot password?