Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Статья посвящена изучению востребованности компетенций выпускников вузов инженерных специальностей на рынке труда. Авторы рассматривают высшие школы России и Америки. Школы ориентируются в подготовке инженеров на глубокие и актуальные знания, навыки в профессиональной сфере, но забывают о не менее важных, гибких (мягких) навыках, которые принято называть «soft skills». Авторы рассматривают качество образования студентов в связи с его конкурентоспособностью и возможностью трудоустройства на рынке труда, связь между образованием и занятостью, связь оценок и фактических компетенций специалиста. Авторы показывают, что ключевыми показателями эффективности высшего образования и качества подготовки становится степень ориентированности образовательных программ на рынок труда. Ориентированность на рынок труда реализуется через взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Введение новых федеральных образовательных стандартов ставит проблему разработки таких учебных планов, реализация которых позволит сформировать у выпускников нужные работодателям компетенции. Это говорит о необходимости введения в образовательный вузовский процесс дополнительной системы оценивания квалификации молодых специалистов, помогающих определить степень их готовности работать по профессии и изначальной ориентации вузовских учебных программ на максимальное обеспечение этой готовности. Система профстандартов выступает в качестве основы, которая помогает строить обучение в соответствии с производственными требованиями и определять качество этого обучения.
профессиональное образование, образовательные программы, профстандарт, компетенция, «мягкие» компетенции, рынок труда, молодой специалист.
Традиционно во всем мире качество профессионального образования в каком-либо вузе абитуриенты оценивают по возможности трудоустроиться после его окончания. Эта связь между образованием и занятостью особенно четко проявляется сегодня, когда высок уровень безработицы. Система образования подразумевает под качеством некую совокупность знаний, которые студент получает на выходе. Свидетельствует об этих знаниях диплом, где указано, какие предметы изучал выпускник, и какие оценки он по ним получил на экзамене. Чем выше оценки, тем, соответственно, качественнее специалист. Работодатели же понимают под качеством образования не только уровень теоретической подготовки выпускников, но и способность применять полученные знания на практике, степень их личностной организации. Информации о таких качествах диплом не дает, так как судить об их наличии по перечню курсов, прослушанных выпускником, невозможно.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ КОЛЛЕДЖЕЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Результаты исследования, проведенного в США Национальной ассоциацией колледжей и работодателей (NACE), показывают, что высокий средний балл по-прежнему учитывается при приеме на работу, также работодатели требуют от претендента «соответствующий опыт работы». Среди «нетехнических» качеств, которые ожидают работодатели, — это способность «быть успешным и активным членом сегодняшней глобальной экономики» [3]. В результате проводимого опроса 219 работодателей NACE выяснилось, что 49,7% работодателей отмечают недостаточный уровень коммуникативных способностей у выпускников. 28,9% работодателей наблюдают недостаток инициативы у выпускников вузов, 27% — неумение работать в команде, 20,8% — недостаток профессиональной этики, 11% — аналитических способностей и лишь 8,7% указали на недостаточность профессиональных навыков. Также была отмечена «сомнительность» эффективных навыков письменного общения [3]. Таким образом, особую актуальность приобретает ориентация высшей школы на подготовку инженера, имеющего не только глубокие и актуальные знания, навыки в профессиональной сфере, но и обладающего «soft skills» — «мягкими навыками» — способностями работать на различных рабочих местах, в одиночку или с другими людьми. Проявление «soft skills» сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать.
1. Валеева Н.Ш., Хасанова Г.Б. Интернационализация инженерного образования в технических колледжах США // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 6. - С. 287-290.
2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2012.
3. Канатчикова Е. Профессиональные стандарты: как внедрять в своей компании. Что делать, если окажется, что персонал не соответствует // Директор по персоналу. - 2016. - № 6.
4. Канатчикова Е. Соответствует ли сотрудник требованиям профстандарта? Проводим оценку, что из стандарта включить в лист оценки // Директор по персоналу. - 2016. - № 6.
5. Кононцева Е.Е. Развитие оценки персонала на основе профессиональных стандартов // Материалы VI Всероссийского межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова «Инновационное управление персоналом». - М., 2015.
6. Митрофанова В. Как квалификацию HR-менеджеров провести в соответствие с профстандартом. Организуйте обучение с минимальными затратами // Директор по персоналу. - 2016. - № 4.
7. Спенсер С., Спенсер Л. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. - М.: ГИППО, 2010. - 384 с.
8. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: ГИППО, 2013. - 228 с.
9. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 292 с. - (Научная мысль). - www.dx.doi.org/10.12737/180
10. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/trebovaniya-rabotodateley-k-vypusknikam-inzhenernyhvuzov.
11. Bottner R. Internship insights: A report from the national internship and co-op study // NACE Journal. 2010. № 70(3), pp. 26-28. - URL: https://ejournals.lib.vt.edu/JCTE/article/view/490/676