ЭЛИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ С АУДИАЛЬНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального становления лиц с аудиальными ограничениями. На основе качественного метода исследования — биографическое интервью, в работе были выявлены характеристики элитарных стратегий профессионального становления инженеров с ограниченными слуховыми функциями. Элитарная стратегия представлена как динамическая система профессионального ориентирования личности, направленная на сознательное изменение и конструирование своей жизни в контексте ее профессионализации; формирование профессионального будущего. В работе определены и рассмотрены основные личностные факторы, влияющие на процесс формирования компетентности элитного специалиста с аудиальными ограничениями и многофункциональность их профессиональной деятельности. Именно благодаря сформированности операциональных и тактических психологических характеристик реализуется элитарный сценарий личностно-профессионального развития для инженеров с нарушенным слухом. В исследовании проанализировано влияние запросов рынка труда, типа образовательной и профессиональной среды на формирование и реализацию элитарных стратегий профессионального становления специалистов с аудиальными ограничениями.

Ключевые слова:
профессиональное становление, элитный инженер, лица с ограниченными возможностями здоровья, факторы стратегии профессионального становления, элитарная стратегия.
Текст

Профессиональное становление личности представляет собой сложный процесс, который предполагает не только успешное освоение деятельности в рамках определенной профессии, но и развитие самой личности, в результате чего формируется специалист с определенным стилем поведения, базирующимся на его психологических и личностных особенностях. Стратегии профессионального становления мы рассматриваем как выбор направления, приоритетов развития и выбор действий, определяющие процесс профессионализации. Профессиональное становление как процесс освоения и погружения в профессиональную деятельность включает изменения и развитие мотивационной, когнитивной и операциональной сфер личности. Профессиональные стратегии становления личности как сложное и многоуровневое социально-психологическое явление трансформируются под влиянием объективных и субъективных факторов. Это динамическая система профессионального ориентирования личности, направленная на сознательное изменение и конструирование своей жизни в контексте ее профессионализации; формирование профессионального будущего. К основным характеристикам профессиональных стратегий относят: направленность в будущее, формирование профессиональной Я-концепции и стилевые особенности решения задач профессионального развития. Главной функцией профессиональных стратегий является профессионализация личности в изменяющейся социально-профессиональной среде. Личностные факторы, определяющие стратегию профессионального становления, связаны с мотивационными, когнитивными и стилевыми характеристиками специалиста. Основными мотивационными характеристиками являются профессиональная направленность и устойчивая система ценностных ориентаций, определяющие жизненную позицию личности специалиста. Когнитивно-интеллектуальные характеристики освоения деятельности отражают концептуальную модель профессионального развития и определяют направление профессионального становления специалиста. Стилевые особенности поведения зависят от личностно-профессиональных ресурсов работника. Развивающая организационная среда на месте профессиональной деятельности является объективным фактором профессионального становления. Она создает условия и возможности для личностного развития, организационной социализации специалистов, способствует реализации их интеллектуального и личностного потенциала. Элитарная стратегия профессионального становления характерна для выпускников с высоким уровнем профессиональной подготовленности, готовых эффективно работать в широком ролевом диапазоне. Эти выпускники работают в крупных компаниях элитными инженерами. Функциональные характеристики профессиональной деятельности элитных инженеров, как правило, включают исследовательскую, проектную, предпринимательскую, управленческую, экспертную работу. Ключевые зоны ответственности элитных инженеров обусловлены их ключевыми ролями в организации: стратега, руководителя команды, предпринимателя, новатора и эксперта. Роль стратега связана с разработкой и реализацией стратегии развития организации, организационные механизмы ее обеспечения на основе панорамного видения перспектив корпорации, отрасли в целом. В качестве руководителя команды элитный инженер возглавляет проектные подразделения и команды. Как предприниматель он привлекает разнообразные внутренние и внешние ресурсы; наиболее выгодно распределяет существующие ресурсы; обеспечивает продвижение и реализацию разработанной продукции. В качестве новатора является исследователем-разработчиком инновационных проектов; выступает генератором идей и научно-технических знаний, инициатором творческих подходов в специфических областях деятельности. Как эксперты-консультанты элитные инженеры участвуют в решении междисциплинарных проблем.

Список литературы

1. Авдеева А.П. Психологическая концепция профессиональной элитарности в сфере инженерной деятельности. - М.: МГТУ, 2014.

2. Авдеева А.П. Социально-психологическая готовность к инклюзивному образованию // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции в 8 ч. Ч. 7 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. 291 с. С.11-16.

3. Андрейкин А.А., Алексеевских Д.Ю., Емельянов В.Ю. Психологические особенности обучения самбо лиц с нарушением слуха. - XIII Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти ЗМС СССР, ЗТР СССР, проф. Е.М. Чумакова, «75 лет самбо. Итоги и перспективы» / под. ред. С.Е. Табакова. - М., 2013.

4. Александров А.А., Емельянов В.Ю., Кирпичников В.Н. Улавливание или рекуперация паров нефтепродуктов как один из механизмов повышения качества воздушного бассейна городов-мегаполисов // Экология и промышленность России. - 2010. - С. 30-33.

5. Емельянов В.Ю. Боевые искусства глухих. История и день сегодняшний // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 4 (64). - С. 36-37.

6. Емельянов В.Ю. Становление самбо для глухих в России // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (66). - С. 2-3.

7. Колосов М.А., Емельянов В.Ю. Терморезистивный измеритель уровня криогенной жидкости на основе высокотемпературных сверхпроводников // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2014. - № 6.

8. Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана: сб. научных трудов / под общ. ред. А.Г. Станевского. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - 196 с.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.

10. Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.

Войти или Создать
* Забыли пароль?