СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены существующие на сегодня недостатки и проблемы в организации процесса оценки и повышения эффективности профессионального развития персонала. Приводятся результаты проведенного авторами анализа, накопленного зарубежного и отечественного опыта повышения эффективности профессионального развития специалистов и руководителей всех уровней управления с применением широкой палитры концепций и методов оценки. Сформулированы и проанализированы основные проблемы, влияющие на качество реализации процесса повышения эффективности профессионального развития персонала в современных организациях. Определены основные мероприятия, успешная реализация которых способствует минимизации операционных рисков от неэффективного внедрения процессов оценки эффективности и проведения профессионального развития персонала в организации.

Ключевые слова:
профессиональное развитие, организация, оценка, повышение эффективности, персонал, служба управления персоналом.
Текст

Зарубежный опыт анализа особенностей оценки и повышения эффективности профессионального развития персонала целесообразно начать с международных правовых аспектов регулирования в области профессионального развития персонала (ПРП). Базовым правовым документом, регулирующим данную область, принято считать конвенцию Международной Организации Труда (МОТ) о развитии человеческих ресурсов от 1975 г. [5]. Отметим наиболее основополагающие ее моменты:
1) согласно статье 1 каждый член МОТ обязан принимать и развивать всестороннюю и скоординированную политику и программы профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации персонала, тесно связанные с вопросами регулирования безработицы и обеспечения эффективной занятости населения;
2) в статье 2 каждому члену МОТ предписывается разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной
ориентации, подготовки и повышения квалификации, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее;
3) статья 3 инициирует членов МОТ к расширению, приспособлению и гармонизации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации с учетом потребностей взрослых и молодежи в получении профессиональной подготовки и повышения квалификации в течение всей жизни, во всех секторах и отраслях экономики и на всех уровнях квалификации и ответственности;
4) в статье 4 определена политика и основные программы профориентации, подготовки и повышения квалификации на основе сотрудничества с профессиональными организациями предпринимателей и работников, соответствующие национальному законодательству, с учетом мнения государственных и других заинтересованных органов.
Следующими важнейшими нормативными документами в области регулирования вопросов оценки и повышения эффективности профессиональной подготовки являются: Резолюция Совета европейских сообществ по вопросу о непрерывном профессиональном обучении от 5 июня 1989 г.;
Серия международных стандартов ИСО 9000 — ИСО 9004 Международной организации по стандартизации (ИСО), принятая в марте 1987 г. Стандарты определяют общие положения подготовки и повышения квалификации персонала, квалификационных испытаний персонала и стимулирование персонала (глава 18); Европейский стандарт EN 45013, разработанный по поручению Комиссии Европейской ассоциации свободной торговли Объединенной рабочей группой СЕН/ СЕНЭЛЕК по сертификации и утвержденный 23 июня 1989 г., определяющий общие требования к органам по сертификации, проводящим аттестацию персонала. Данный стандарт принято считать основой оценки эффективности профессионального развития персонала. Благодаря наличию конвенций, стандартов европейскую систему оценки эффективности ПРП можно охарактеризовать как систему взаимосогласованных методик, которые разработаны с учетом соответствующих государственных стандартов и особенностей функционирования каждой конкретной организации. Одновременно с этим интересным представляется тот факт, что британские компании до начала 90-х гг. рассматривали оценку эффективности ПРП как неэффективные затраты, поскольку акционеры ориентированы на получение максимальных доходов в минимальные временные периоды [2]. В погоне за быстрыми и краткосрочными прибылями они не видели возможностей оптимизировать трудовую деятельность персонала, повысить качество работы сотрудников и мотивировать их на будущее развитие. Менеджмент компаний в вопросах профессионального развития персонала руководствовался текущими оперативными целями и задачами, стоящими перед компанией, что обусловило формирование узкоспециализированного подхода к профессиональному развитию без глубокой оценки его последствий и влияния на деятельность компании. Изменения начались в 90-х гг., в особенности с середины десятилетия, когда подход к оценке эффективности профессионального развития персонала в Великобритании претерпел значительные изменения, вызванные необходимостью реагировать на изменения в экономике, технологиях, центростремительного роста скорости обмена информацией и коммуникаций, а также структурных изменений на рынке труда и занятости. В Японии профессиональное развитие персонала контролируется со стороны государства. Квалифицированные профессиональные кадры для японской промышленности формируются в государственных профессиональных школах, подчиняющихся Министерству образования и науки, и учебных центрах компаний, находящихся в ведомстве Министерства труда. Учебные программы, квалификационные требования, сертификаты об образовании разрабатываются осуществляется Министерством образования. Министерством труда Японии сформирован документ «Нормативы образования», используемые в целях обеспечения единого требуемого уровня профессионального образования в условиях различных учебных заведений, а также с целью регулирования процесса подготовки профессиональных кадров. Данные Нормативы обучения обновляются Министерством труда один раз в 3 года [2].
 

Список литературы

1. Абрамов А.Д. Инвестиции в профессиональное развитие персонала: как оценить эффективность // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - № 4. - С. 32-40.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.

3. Воротынцева Т. Строим систему обучения персонала. Практическое руководство для специалистов по обучению / Т. Воротынцева, Е. Неделин. - Спб.: Речь, 2008. - 128 с.

4. Иванова С.В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: монография / С.В. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова, А. Глотова, О. Жигилий. - М.: ООО «Альпина Бизнес Букс», 2008.

5. Конвенция МОТ № 142 О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=317 (дата обращения: 11.10.2017).

6. Свистунов В.М. Оценка и повышение эффективности профессионального развития персонала организации: монография / В.М. Свистунов, О.В. Сухорученко, Е.В. Каштанова; Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 146 с.

7. Хентце Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике: [Пер. с нем.] / И. Хентце; Международный научно-исследовательский институт проблем управления - М.: Европа-пресс, 1997. - 661 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?