СОДЕРЖАНИЕ ВУЗОВСКОГО КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ЭПОХУ ТРЕТЬЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приведен краткий исторический экскурс в историю промышленных революций. Отмечается, что наше общество вступило в эпоху третьей промышленной революции. В связи с этим указаны основные последствия третьей промышленной революции. Рассмотрены этапы развития методов проектирования и базовой науки, обеспечивающей процесс проектирования. Рассмотрена историческая необходимость и значимость появления начертательной геометрии Гаспара Монжа. Описываются современные способы проектирования изделий с помощью систем автоматизированного проектирования. Констатируется, что проектирование опять вернулось в трехмерное пространство, фактически в домонжевскую эпоху, но на новом витке развития. Делается вывод о том, что с учетом реалий и потребностей современного производства, необходимо модернизировать курс начертательной геометрии технических вузов. Приводятся предложения автора по изменению содержания курса, какие разделы курса нуждаются в усилении, а какие можно уменьшить с учетом того, что в реальной практике проектирования конструктор решает геометрические задачи в трехмерном пространстве, а не на комплексном чертеже. Отмечается, что в связи с широким применением систем автоматизированного проектирования меняются стадии проектирования и состав конструкторской документации, разрабатываемой на каждой стадии. Появились и широко используются такие понятия, как «электронная модель» и «электронный документ», что подтверждается принятием новых стандартов ЕСКД. При этом роль и значение некоторых видов чертежей в ближайшее время может измениться, поскольку современные системы автоматизированного проектирования позволяют передавать на производство не 2D-чертежи, а электронные модели и чертежи изделий.

Ключевые слова:
промышленные революции, способы проектирования, начертательная геометрия, роль чертежа, модернизация курса графических дисциплин, электронная модель и чертеж изделия.
Текст

Современные экономисты считают, что наше общество в конце XX в. вступило в эпоху третьей промышленной революции. Прежде чем остановиться на ее основных компонентах совершим небольшой экскурс в историю промышленных революций. Первая промышленная революция, или Великая индустриальная революция — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, наблюдавшийся в ведущих западных державах со
второй половины XVIII и до середины XIX в. Основной чертой промышленной революции являлась индустриализация. Промышленная революция связана с началом массового применения паровых машин, работающих на угле. Она привела к изменениям в социальной сфере общества. В связи с появлением рабочего класса возникла потребность в инженерных кадрах, которые должны были обеспечивать изготовление продукции [25]. Стали ткрываться первые инженерные школы, начавшие подготовку необходимых специалистов, но работать с аксонометрическим чертежом, как было принято в то время, или с плоским чертежом, содержащим одну проекцию, было неудобно. Кроме того, необходимо было выполнять макеты проектируемых объектов. Все это стало сдерживающим фактором развития производства. Именно в это время Гаспар Монж предложил свой метод ортогонального роецирования, позволивший не только однозначно задавать объекты на плоском чертеже, но и выполнять решение необходимых геометрических задач. Начертательная геометрия явилась ответом на все возрастающие требования практики эпохи первой промышленной революции [1; 9; 14; 19]. Вторая промышленная революция, или технологическая революция охватывает вторую половину XIX и начало XX в. [15]. Ее началом считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860-х гг., а кульминацией — распространение поточного производства и поточных линий. В 1860–1870-х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Российскую империю
и Японию. Она происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.

Список литературы

1. Боголюбов А.Н. Гаспар Монж [Текст] / А.Н. Боголюбов. - М.: Наука, 1978. - 184 с.

2. Вольхин К.А. Уточнение задач графического образования в условиях автоматизации проектных работ [Текст] / К.А. Вольхин, А.А. Головнин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Февраль - март 2011. - Пермь: Пермский государственный технический университет, 2011. - С. 138-141.

3. Горнов А.О. Системные противоречия и предпосылки инженерной геометрии в образовательном аспекте [Текст] / А.О. Горнов, М.Н. Лепаров // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: проблемы, традиции и инновации (КГП-2017) Материалы VII международной научно-практической интернет-конференции (февраль - март 2017 г.). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2017. - Т. 1. - С. 14-20.

4. ГОСТ 2.051-2013. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Электронные документы. Общие положения (с Поправкой). - М.: Стандартинформ, 2014. - 10 с.

5. ГОСТ 2.052-2015. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Электронная модель изделия. Общие положения. - М.: Стандартинформ, 2016. - 11 с.

6. ГОСТ 2.053-2013. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Электронная структура изделия. Общие положения. - М.: Стандартинформ, 2014. - 18 с.

7. ГОСТ 2.511-2011. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Правила передачи электронных конструкторских документов. Общие положения. - М.: Стандартинформ, 2011. - 9 с.

8. ГОСТ 2.512-2011 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Правила выполнения пакета данных для передачи электронных конструкторских документов. Общие положения. - М.: Стандартинформ, 2011. - 12 с.

9. Демьянов В.П. Геометрия и марсельеза [Текст] / В.П. Демьянов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Знание, 1986. - 256 с.

10. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины [Текст] / Г.С. Иванов // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 26-27. - DOI:https://doi.org/10.12737/467.

11. Иванов Г.С. Предыстория и предпосылки трансформации начертательной геометрии в инженерную [Текст] / Г.С. Иванов // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 29-36. - DOI:https://doi.org/10.12737/19830.

12. Короткий В.А. Начертательная геометрия на экране компьютера [Текст] / В.А. Короткий, Л.И. Хмарова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 32-34. - DOI:https://doi.org/10.12737/469.

13. Крайнова М.Н. О создании учебно-методического комплекса для сопровождения графической подготовки студентов [Текст] / М.Н. Крайнова, Е.П. Александрова, И.Д. Столбова, Л.В. Кочурова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 29-37. - DOI:https://doi.org/10.12737/12166.

14. Гаспар М. Начертательная геометрия [Текст]. Комментарии и редакция Д. И. Каргина / М. Гаспар. - М.: Изд-во АНССР, 1947. - 288 с.

15. Погребинская В.А. Вторая промышленная революция [Текст] / В.А. Погребинская // Экономический журнал. - 2005. - № 2. - С. 183-285.

16. Рифкин Дж. Третья промышленная революция: как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом [Текст] / Дж. Рифкин; пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 410 с.

17. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ [Текст] / В.А. Рукавишников // Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет». - 2008. - № 5. - С. 132-136.

18. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка в вузе: проблемы модернизации [Текст] / В.А. Рукавишников, В.В. Халуева, Т.Л. Ахмеров // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. - Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. - С. 132-138.

19. Сальков Н.А. Курс начертательной геометрии Гаспара Монжа [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3. - С. 52-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2135.

20. Сальков Н.А. Начертательная геометрия - база для компьютерной графики [Текст] / Н.А. Сальков / Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 37-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/19832.

21. Сальков Н.А. Место начертательной геометрии в системе геометрического образования технических вузов [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 3. - С. 53-61. - DOI:https://doi.org/10.12737/21534.

22. Соколова Л.С. Геометрическая подготовка бакалавров в современных условиях [Текст] / Л.С. Соколова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: проблемы, традиции и инновации (КГП-2016). Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции (февраль-март 2016 г.). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016. - Вып. 3. - С. 326-332.

23. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 46-52. - DOI:https://doi.org/10.12737/3848.

24. Хейфец А.Л. Начертательная геометрия как «бег в мешках» [Текст] / А.Л. Хейфец // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации (КГП-2015) Материалы V международной научно-практической интернет-конференции (февраль-март 2015 г.). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. - Вып. 2. - С. 298-325.

25. Хикс Дж. Теория экономической истории [Текст] / Дж. Хикс; пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. P.M. Нуреева. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. - 224 с.

26. Якунин В.И. Геометро-графические дисциплины в вузе: сегодня, завтра [Текст] / В.И. Якунин, В.Н. Гузненков // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. - Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. - С. 192-198.

Войти или Создать
* Забыли пароль?