Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье показана роль студенческих спортивных клубов в развитии российского спорта. Рассмотрены различные виды рисков, с которыми сталкиваются спортивные клубы высших учебных заведений. Даны характеристики рисков, связанных с финансированием студенческого спорта. Рассмотрены ключевые методы управления рисками финансирования студенческих спортивных клубов.
студенческий спортивный клуб, спорт, риск, фактор риска, управление рисками, бюджет, финансирование, риск финансирования.
Студенческий спорт является неотъемлемым фактором развития современной молодежи, выступая мощным средством социального становления личности человека, способствуя совершенствованию индивидуальных и профессионально значимых качеств. В связи с этим формирование университетских структур управления физической культурой и спортом в настоящее время рассматривается как одно из приоритетных направлений совершенствования работы со студентами. В свою очередь, студенческий спорт способствует улучшению физического и духовного здоровья, служит альтернативой наркотикам и алкоголю, является социальным и политическим фактором (престиж, жизнеспособность и духовная сила). Российское правительство и региональные органы власти в последнее время принимают ряд серьезных мер по развитию спорта. Принята «Стратегия развития физической культуры и спорта в России на период до 2020 года», в соответствии с которой планируется повысить до 40% долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а долю студентов — до 80%. Стратегия предполагает увеличение количества людей, занимающихся спортом, количества стадионов и спортивных комплексов, что является задачей государственного масштаба [2, с. 3]. Однако существует ряд факторов, тормозящих развитие студенческого спорта в образовательных организациях России. Ключевыми из них являются недостаточное привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой, несоответствие
уровня материально-технической базы и инфраструктуры спортивных объектов в образовательных организациях, их моральный и физический износ, а также недостаточное бюджетное финансирование массового спорта, в том числе студенческого. Эти проблемы можно решить при внедрении в высших учебных заведениях (ВУЗ) такой организационной структуры, как спортивный клуб или спортивный центр. Схема организации спортивной
деятельности в высшем учебном заведении представлена на рис. 1. Студенческий спортивный клуб представляет собой структурное подразделение или общественную организацию ВУЗа, занимающиеся предоставлением
услуг студентам и сотрудникам университета, а также сторонним лицам (услуги спортивных секций, услуги по проведению спортивно-массовых мероприятий — внутривузовские соревнования и участие сборных команд ВУЗа на соревнованиях) [4, с. 713]. Спортивный клуб может создаваться образовательными организациями в качестве их структурных подразделений, а также в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами [1, с. 2]. В процессе своей деятельности студенческие спортивные клубы сталкиваются с различными рисками, представляющими собой вероятностные события, которые могут повлиять на достижение целей экономического субъекта — спортклуба. Риски спортивной организации возникают под воздействием внешних и внутренних факторов.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 сентября 2013 г. № 1065 г. Москва «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов».
2. Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Методические рекомендации по управлению рисками для осуществления Министерством спорта Российской Федерации внутреннего финансового аудита подведомственных федеральных государственных учреждений в сфере физической культуры и спорта от 24 декабря 2015 г.
4. Буров А.Г. Конструирование модели управления студенческим спортивным клубом // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4 (53-4). - С. 712-716.
5. Починкин А.В. Экономика физической культуры и спорта: монография. - М., 2016. - С. 320.
6. Слободянюк Н.В., Выприков Д.В., Ежов П.Ф. Организация студенческого спорта в учреждениях высшего профессионального образования и тенденции его развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2014. - № 4. C. 6-10.
8. http://www.minsport.gov.ru/
9. https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/sportcentr.aspx