Москва, г. Москва и Московская область, Россия
С позиций дальнейшего развития методов политологического анализа международных отношений рассмотрены теоретические и методологические аспекты исследований международных отношений применительно к региональным и глобальным политическим и социально-экономическим системам. В частности, уточнено определение понятия международных отношений. Выделено признаковое пространство, характеризующее международные отношения. Представлены результаты классификации международных отношений по различным признакам. Описаны результаты исследования закономерностей осуществления международных отношений. С учетом рассмотрения содержания политологического анализа представлена классификация методов политологического анализа международных отношений.
теоретические основы, исследование, система, международные отношения, политологический анализ, методы, классификация.
Введение
Мировые события современности свидетельствуют о том, что попытки передела мира в политическом контексте продолжаются с высокой активностью. Следует отметить, что границы территорий, в которых происходят процессы подобных переделов, вплотную приблизились к границам России. Используемые в различных регионах мира (в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и т.д.) гибридные формы дестабилизации политической обстановки свидетельствуют о том, что процесс выхода ее из-под контроля и смены политических режимов в подавляющем большинстве случаев инициируется извне. Иначе говоря, влияние внешних и внутренних деструктивных воздействий на политическую ситуацию в той или иной стране нередко доминирует над конструктивными усилиями государств, направленными на поддержание социально-экономической и политической стабильности в стране [1].
Социально-экономические и политические события, происходящие в последнее время на территории многих стран, свидетельствуют о том, что открытая социальная система, в которых объект управления подвержен внешним возмущающим воздействиям, без достаточной политической воли внутри страны может сравнительно быстро утратить необходимую стабильность под влиянием дестабилизирующих разрушительных процессов.
В этой связи возникает объективная необходимость в рассмотрении политических проблем международных отношений, оказывающих влияние на региональное и глобальное развитие, требует дальнейшего исследования содержания и направленности процессов развития международных отношений, особенностей деятельности субъектов и объектов мировой политики различного уровня [2].
Принципиальное значение при исследовании международных отношений с позиций решения острейших современных проблем регионального и глобального развития является дальнейшее развитие методов политологического анализа международных отношений как основы развития теории и методологии исследований международных отношений применительно к региональным и глобальным политическим и социально-экономическим системам.
Проблемы методологии исследований международных отношений применительно к региональным и глобальным политическим и социально-экономическим системам нашли отражение в трудах многих авторов.
В то же время непрерывное развитие внешнеполитических доктрин и внешнеполитических стратегий субъектов международных отношений, в том числе направленных на смену политических режимов в государствах, реализующих независимую политику, перманентные попытки реализации соответствующих технологий с целью передела мира, требует дальнейшего развития теории и методологии исследований международных отношений, глобальных и региональных систем, расширения спектра методов анализа международных отношений.
В этой связи в данном исследовании была поставлена задача исследования теоретических основ политологического анализа международных отношений.
Основная часть
Исследование теоретических основ международных отношений применительно к задачам их политологического анализа базировалось на трудах Цыганкова П.А. [3, 4], Лебедева М.М. [5], Дергачева В.А. [6], Хаусхофера К. [7], Авдотушкина Е.Ф. [8], Акопова Е.С. [9], Барра Р. [10], Гатиной Г.Ф., Мерзликина В.А., Щукиной Н.Н. [11], Долана Э.Дж., Линдсей Д. [12], Киреева А.П. [13], Линдерт П.Х. [14], Ломакина В.К. [15], Макконнелла К.Р., Брю С.Л. [16], Рыбалкина В.Е. [17], Байкова А.А. [18], Ачкасова В.А. [19], Кортунова С.В. [20], Ланцова С.А. [21], Буториной О.В. [22] и др.
При исследовании международных отношений (МО) с точки зрения их теоретических основ будем исходить из определения Дж. Бентама, согласно которому МО представляют собой особый вид стихийно возникших общественных отношений крупных национальных государств, стержнем которых являются политические отношения [23].
В результате проведенных исследований с учетом современных тенденций интеграции и глобализации в мировой экономике, а также встречных процессов дезинтеграции и деглобализации, уточнено определение понятия международных отношений как особого вида не стихийно возникших, а продуманных, спланированных и итерационно формирующихся общественных отношений крупных национальных государств, стержнем которых являются политические отношения, отражающие экономические интересы ведущих (правящих) социальных групп этих государств.
Результаты проведенной классификации международных отношений по различным признакам приведены в табл. 1.
Таблица 1
Классификация международных отношений
№ |
Признак классификации |
Характеристика признака и варианты его проявления |
1 |
Признак классовых отношений |
– международные отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма); – международные отношения сотрудничества и взаимопомощи (с позиций теории социалистического мира); – переходные международные отношения (отношения между развитыми странами и развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости); – современные конкурентные международные отношения (отношения между развитыми странами, между развитыми и развивающимися странами, между развитыми странами и странами с переходной экономикой, и т.д., а также их альянсами в эпоху постиндустриальной экономики) |
2 |
Общецивилизационный признак |
международные отношения, основанные на использовании соотношения сил взаимодействующих сторон; международные отношения, основанные на использовании соотношения интересов взаимодействующих сторон |
3 |
Признак сфер общественной жизни |
международные отношения, выстраиваемые на базе экономических интересов, международные отношения, выстраиваемые на базе политических интересов, международные отношения, выстраиваемые на базе идеологических интересов, международные отношения, выстраиваемые на базе культурных интересов, международные отношения, выстраиваемые на базе военно-стратегических интересов |
4 |
Признак, характеризующий уровень взаимодействия участников |
– межгосударственные отношения; – межпартийные международные отношения; – отношения международных организаций; – международные отношения в рамках ТНК; – межличностные отношения (отношения между частными лицами) |
5 |
Признак, характеризующий степень развития отношений |
– международные отношения высокого уровня; – средний уровень международных отношений; – низкий уровень международных отношений |
6 |
Признак геополитических масштабов международных отношений |
– глобальные (общепланетные) международные отношения; – региональные международные отношения; – субрегиональные международные отношения; – двусторонние международные отношения |
7 |
Признак, учитывающий уровень напряжённости отношений |
Стабильные или нестабильные международные отношения; международные отношения доверия или недоверия; международные отношения партнерства или конкуренции; международные отношения мира или войны |
8 |
Признак долгосрочности отношений |
Исторически сложившиеся долгосрочные международные отношения; динамично развивающиеся среднесрочные международные отношения; текущие международные отношения конъюнктурного характера. |
Таким образом, проведенная классификация международных отношений показывает, что в качестве основных признаков могут быть использованы: признак классовых отношений; общецивилизационный признак; признак сфер общественной жизни; признак, характеризующий уровень взаимодействия участников; признак, характеризующий степень развития отношений; признак геополитических масштабов международных отношений; признак, учитывающий уровень напряжённости отношений; признак долгосрочности отношений.
Исследования закономерностей осуществления международных отношений показали, что основными из них являются следующие.
Во-первых, основными участниками международных отношений являются государства, а основной формой осуществления международных отношений является дипломатия.
Во-вторых, международные отношения являются частью государственной политики, которая находит отражение во внешней политике государства.
В-третьих, в качестве одной из современных тенденций развития международных отношений, с одной стороны, в настоящее время рассматривается (в частности, сторонниками идей транснационализации) рост влияния на международные отношения крупных компаний, в том числе транснациональных корпораций (ТНК), а также международных правительственных и неправительственных организаций, и других акторов. С другой стороны, существуют экспертные мнения о том, что влияние подобных акторов (хотя и с другими названиями и в других формах проявления) на международные отношения было всегда.
В-четвертых, составляющей международных отношений является взаимодействие политических партий разных стран, имеющих схожую идеологическую платформу.
С одной стороны, принято считать, что именно государство, а не отдельные социальные или политические группы, отражает интересы общества страны в целом, и представляет интересы этого общества в мировом сообществе, определяя характер международных отношений.
С другой стороны, именно значимые политические партии и группы, и стоящие за ними крупные экономические силы влияют на формирование политики государства и опосредованно влияют на характер международных отношений.
Таким образом, в международных отношениях отражается содержание и тенденции развития политической системы государства (и заложенной в ней идеологии) как организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением правительством власти при управлении обществом.
Политологический анализ направлен на исследование сферы жизнедеятельности людей, связанной:
– с властными отношениями в обществе;
– с государственно-политической организацией управления в стране;
– с политическими институтами государства;
– с принципами и нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Результаты классификации методов политологического анализа применительно к международным отношениям представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты классификации методов политологического анализа
№ |
Группа методов |
Состав методов |
1 |
Традиционные методы |
Метод исторического анализа |
Метод сравнительного анализа |
||
Метод анализа на основе системного подхода |
||
Метод анализа на основе функционального подхода |
||
Метод социологического анализа |
||
Метод анализа на основе нормативно-ценностного подхода |
||
Метод анализа на основе диалектического подхода |
||
Метод анализа на основе социально-психологического подхода |
||
2 |
Инновационные методы |
Метод структурно-функционального анализа |
Метод анализа на основе моделирования (механизмов функционирования политических систем, их взаимодействия и т.д.) |
||
Метод анализа на основе теории игр |
||
Методы стохастического анализа |
||
3 |
Специализированные методы |
Методы анализа эмпирических моделей, построенных на основе бихевиористских теорий |
Методы анализа на основе теории групп (А.Ф. Бентли и Е.Р. Херринга). |
При этом в современных условиях принципиальное значение приобретают инновационные методы политологического анализа международных отношений.
Выводы
С учетом современных тенденций интеграции и глобализации в мировой экономике, а также встречных процессов дезинтеграции и деглобализации, уточнено определение понятия международных отношений как особого вида не стихийно возникших, а продуманных, спланированных и итерационно формирующихся общественных отношений крупных национальных государств, стержнем которых являются политические отношения, отражающие экономические интересы ведущих (правящих) социальных групп этих государств.
Проведенная классификация международных отношений показывает, что в качестве основных признаков могут быть использованы: признак классовых отношений; общецивилизационный признак; признак сфер общественной жизни; признак, характеризующий уровень взаимодействия участников; признак, характеризующий степень развития отношений; признак геополитических масштабов международных отношений; признак, учитывающий уровень напряжённости отношений; признак долгосрочности отношений.
Исследования закономерностей осуществления международных отношений показали, что основными из них являются следующие:
– основными участниками международных отношений являются государства, а основной формой осуществления международных отношений является дипломатия.
– международные отношения являются частью государственной политики, которая находит отражение во внешней политике государства;
– в качестве одной из современных тенденций развития международных отношений рассматривается рост влияния на международные отношения крупных компаний, а также международных правительственных и неправительственных организаций, и других акторов;
– составляющей международных отношений является взаимодействие политических партий разных стран, имеющих схожую идеологическую платформу.
С одной стороны, принято считать, что именно государство, а не отдельные социальные или политические группы, отражает интересы общества страны в целом, и представляет интересы этого общества в мировом сообществе, определяя характер международных отношений.
С другой стороны, именно значимые политические партии и группы, и стоящие за ними крупные экономические силы влияют на формирование политики государства и опосредованно влияют на характер международных отношений.
Таким образом, в международных отношениях отражается содержание и тенденции развития политической системы государства (и заложенной в ней идеологии) как организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением правительством власти при управлении обществом.
Показано, что политологический анализ, направленный на исследование сферы жизнедеятельности людей, связанной: с властными отношениями в обществе, с государственно-политической организацией управления в стране, с политическими институтами государства, с принципами и нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством, характеризуется следующими группами методов:
– традиционных, включая: метод исторического анализа, метод сравнительного анализа, метод анализа на основе системного подхода, метод анализа на основе функционального подхода, метод социологического анализа, метод анализа на основе нормативно-ценностного подхода, метод анализа на основе диалектического подхода, метод анализа на основе социально-психологического подхода;
– специализированных, включая: методы анализа эмпирических моделей, построенных на основе бихевиористских теорий; методы анализа на основе теории групп (А.Ф. Бентли и Е.Р. Херринга).
– инновационных, включая: метод структурно-функционального анализа, метод анализа на основе моделирования (механизмов функционирования политических систем, их взаимодействия и т.д.), метод анализа на основе теории игр, методы стохастического факторного анализа.
При этом в современных условиях принципиальное значение приобретают инновационные методы политологического анализа международных отношений.
1. Тебекин А.В. К вопросу об анализе международных отношений в динамике развития региональных социально-экономических и политических систем. // Журнал политических исследований. Том 1, № 3, 2017. Рубрики: Политические проблемы международных отношений и глобального развития.
2. Тебекин А.В. Развитие методологии анализа международных отношений. В сборнике: Наука и практика: интеграция знаний материалы международной научно-практической конференции. НОУ ВО "Московский экономический институт". - 2015. - С. 139-144.
3. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. - М.: Радикс, 1994.
4. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М.: Гардарики, 2003.
5. Лебедева М.М. Мировая политика. - М.: Аспект-Пресс, 2003.
6. Дергачев В.А. Геополитика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 526 с.
7. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. - М.: Мысль, 2001. - 426 с.
8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристъ, 2002. - 366 с.
9. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные отношения. - М., Феникс, 2005.
10. Барра Р. Политическая экономия. - М.: Междунар. отношения, 1995.
11. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. - М.: Инфра-М, 2001. - 384 с.
12. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - СПб., 1994.
13. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 2001.
14. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М., 1996.
15. Ломакин В.К. Мировая экономика. - 2-е изд. ᴨерераб. и доп. - М.: ЮНИТИ. 2007. - 672 с.
16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 1. - М., 1992.
17. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2005.
18. Байков А.А.: Сравнительная интеграция. - М.: Аспект Пресс. 2012.
19. Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения. - М.: АспектПресс. 2011.
20. Кортунов С.В. Россия в мировой политике после кризиса. - М.: Красная звезда, 2011.
21. Ланцов С.А.: Политология. - СПб.: Питер, 2011.
22. Европейская интеграция. Под ред. О.В. Буториной. - М.: Деловая литература, 2011.
23. Избранные сочинения Иеремии Бентама / Пер. по англ. изд. Боуринга и фр. Дюмона, А. Н. Пыпина и А. Н. Неведомского. Т. 1-. - СПб.: Рус. книж. торговля, 1867.