ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу электронных образовательных ресурсов для высших учебных заведений страны, их многообразию и видам. Начиная с 2000 г., очевидны глубокие изменения и постепенный переход к интеграции информации традиционных печатных форм с новыми, электронными. Библиотеки учебного заведения, внедряя и используя высокие технологии, являются информационными центрами и осуществляют координацию и контроль над учебным процессом. Предоставляя доступ к научным разработкам как российских, так и зарубежных исследователей, мы стоим на пороге больших изменений. Отечественная система образования и наука развиваются и приобретают новые формы.

Ключевые слова:
электронная образовательная среда учебных заведений, научная периодика, ресурсы открытого доступа, электронно-библиотечные системы.
Текст

Для исследования основных типов электронных образовательных ресурсов, их влияния и места в образовательном  процессе необходимо дать определение понятию «образовательная среда». По мнению ряда современных исследователей, информационная образовательная среда (ИОС) – это целостная система, состоящая из подсистем для реализации учебного образовательного процесса с применением современных информационно-технических и учебно-методических средств [3, с. 90–100].  

Также образовательная среда представляет собой целостную систему обучения и воспитания для достижения необходимой педагогической цели при непрерывном образовании [9].

На данный момент при всем своем многообразии можно выделить следующие виды электронных ресурсов, используемых в вузах:

национальное электронное библиотечное хранилище;

– электронные библиотеки научной периодики;

– ресурсы открытого доступа;

– собственные репозитории учебных заведений, зачастую на платформе ЭБС;

– электронно-библиотечные системы.

О их видах, многообразии и использовании в учебном процессе  пойдет речь  в статье.

Библиотеки в мире существуют на протяжении всей истории человечества. Историкам известны факты существования клинописной библиотеки царя Ассурбанипала (7 век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг. Также библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись в Египте и Малой Азии. Уже с дохристианских времен почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку [5, c. 41–43].

К временам античности относится самое богатое книжное хранилище – Александрийская библиотека, насчитывающая более 700 000 папирусных свитков, ставшая крупнейшим научным и культурным центром.

Так, анализируя период зарождения письменности, можно сделать выводы, что уже в древности наряду с появлением первых памятников литературы возникают и первые хранилища, ставшие предтечей крупнейших библиотек учебных заведений Средневековья.

Со времен Средних веков религиозные учреждения (в Европе монастыри), первые университеты (начиная с XI в.), правительственные организации признают необходимость создания собственных библиотек не только с целью хранения, но и использования книг.

Таким образом, можно утверждать, что уже с древних времен человек относился внимательно и бережно к информации, использовал в своей учебной и практической деятельности  и сохранял для будущих поколений.

Важный факт, что миссия библиотеки не претерпела значительных изменений от момента возникновения до сегодняшнего дня. Это – собирание, сохранение и предоставление в общественное пользование универсального фонда документов, служение культуре и науке, хранение национальной памяти, просвещение народов и распространение знаний.

По мнению С. Фрэнсиса, народы признают важность собирания в одном месте письменных и печатных документов, свидетельствующих об их истории и деятельности. Именно по этой причине создаются и поддерживаются национальные архивы и библиотеки [11].

В современную эпоху, когда цифровые технологии зачастую определяют нашу жизнь, предоставляя современные средства сбора и сохранения научных знаний, появился феномен электронных библиотек. Принцип, лежащий в основе современных электронных библиотек, исследователи называют александрийским. Он восходит к античности, к упомянутой Александрийской библиотеке. При парадигме александрийского типа информация хранится в виде одного материального документа, а при Гутенберговой (книгопечатной) парадигме информация фиксируется на идентичных материальных объектах, составляющих тираж, экземпляры которого могут находиться в разных местах [4, с. 131].

Идея создания национальных электронных библиотек в мире зародилась еще в конце 20 в. Первые национальные электронные библиотеки образовались в Японии, Америке и ряде европейских стран.

В России с 2004 г. при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проект НЭБ разрабатывается ведущими российскими библиотеками.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Разработчики глобального проекта предоставляют централизованный удаленный доступ через единый портал к фонду НЭБ, возможности расширенного поиска и набор сервисов для читателей всех категорий.

На данный момент разработана интеграция с социальными сетями; мобильные приложения для доступа из любой точки и с любого устройства; личный кабинет и единый электронный читательский билет, открывающий доступ ко всем фондам российских библиотек. На июнь 2018 г. оцифрованные фонды содержат 39 612 294 записей.
Общее количество электронных документов в фондах НЭБ – 4 348 209. В общественном достоянии – 3 703 412.
Охраняемые авторским правом, – 610 879 записей [15].

В базе НЭБ содержатся фонды крупнейших библиотек страны. Происходит постоянное пополнение фондов оцифрованной литературой.

Согласно закону об авторском праве, в свободном доступе можно читать произведения, перешедшие в России в общественное достояние.  Просмотр изданий, охраняемых авторским правом, допускается только из помещений библиотек – участников проекта, к которым относятся как публичные библиотеки, так и библиотеки вузов.

Библиотеки вузов подключаются к НЭБ для предоставления права доступа к произведениям, охраняемым авторским правом, на договорной основе.

Рассмотрим структуру коллекций – коллекция диссертаций по экономической, финансовой, юридической, педагогической тематике. За основу взяты коллекции РГБ (Москва) и РНБ (СПб), а также новые электронные коллекции – тематические, хронологические, предметные и т.д. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Национальная электронная библиотека (НЭБ) должна ежегодно пополняться не менее, чем 10 процентами от всех издаваемых в стране наименований книг.

    По итогам многоэтапного отбора в фонды НЭБ попали книги 82 российских издательств. Примерно половину переданных в НЭБ изданий составила популярная литература, представленная такими ведущими издательствами, как «АСТ», «ЭКСМО», «КноРус», «Вече» и др. В список вошли научно-образовательные ресурсы от 15 издательств высших учебных заведений. Среди новой литературы –  издания по 55 отраслям наук [там же].

При работе с любым видом издания возможны разнообразные инструменты чтения – создание закладок, заметок, цитат. Материалы НЭБ хранятся в формате PDF. Этот формат  предоставляет высококачественно оцифрованные материалы, включающие текст и изображения.

Опираясь на позицию Шрайберга Я.Л. по созданию единой национальной электронной библиотеки, можно сделать выводы, что, в первую очередь, соблюдение авторских прав и поиск цивилизованных путей на воспроизведение, важные вопросы при создании хранилища. «Библиотеки создают многочисленные цифровые коллекции старых, редких изданий, проводят оцифровку изданий, входящих в культурное наследие, а также тематико-ориентированных, вышедших из зоны действия

авторского права; осуществляют полноценное обслуживание, в том числе 

и в режиме онлайн по принципу fairuse, и библиотеки договариваются – именно договариваются – с издателями, авторами, иными правообладателями,

если им надо создать электронную копию той или иной книги, защищенной законом об авторском праве, предлагая  различные, но цивилизованные пути: покупка лицензии, переуступка прав  (временная или полная), оплата по договору, оплата посреднику – авторскому 

агентству (возможны и другие варианты, но именно легитимные  и в рамках закона)» – отмечает Я.Л. Шрайберг [13].

Используя возможность доступа в НЭБ, вузовские библиотеки продвигают идеи сохранения культурного наследия страны, прививают культуру чтения, повышают эффективность образовательного процесса.

Исследуя вопросы работы с электронными ресурсами, большую роль играет  подход вузовских библиотек к обучению пользователей. Теперь функции библиотеки как научно-просветительского центра включают проведение лекций, тренингов, продвижение научных работ сотрудников и аспирантов [12].

Остановимся подробнее на продвижении научных изысканий в общероссийском и международном сообществе. В России существует платформа e-library с 1999 г. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 25 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5500 российских научно-технических журналов, из которых более 4600 журналов в открытом доступе [17].

Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) – созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения публикационной активности ученых и организаций.

ELIBRARY.RU и РИНЦ разработаны и поддерживаются компанией «Научная электронная библиотека» [17]. РИНЦ находится в открытом доступе, таким образом, перед научным сообществом открыты все возможности для публикаций и аналитики. По официальным данным зарегистрированными пользователями являются более 2200 российских научно-образовательных организаций. Для регистрации в системе необходимо подписать лицензионное соглашение и осуществлять методическую поддержку и контроль в рамках учреждения.

Для научных и учебных организаций библиотека предоставляет следующие уникальные возможности:

– доступ для читателей к отечественным научным статьям открытого и закрытого доступа (в рамках отдельных подписок);

– размещение на платформе непериодических изданий, вышедших в организации с их последующим индексированием;

– регистрация в информационно-аналитической системе SCIENCEINDEX, позволяющей проводить комплексные исследования публикационной активности российских и зарубежных авторов и организаций.

Для пользователей – широкие возможности работы с платформой, от бесплатных подборок до доступа к платным материалам. Всего по подписке предоставляется доступ к более 1000 наименований изданий.

Для авторов – предоставление права публикации научных статей и непериодических изданий, таких как: монографии, справочники, словари, учебники, учебные пособия, авторефераты, диссертации и патенты.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что российская платформа eLIBRARY – уникальный российский портал научной периодики, без которого сложно представить эффективную работу в образовательных и научных организациях страны. Но следует учесть, что данный ресурс не предоставляет доступ и подписку к зарубежным научным изданиям. На коммерческих условиях он предоставляет доступ для корпоративных клиентов для некоторых проектов западной периодики. В связи с этим, библиотеки учебных заведений осуществляют подписку к зарубежным источникам.

С 2016 г. вышло постановление Министерства образования РФ, по которому все государственные и научно-образовательные организации имеют возможность подать сведения для получения доступа к национальной подписке к Web of Science.

База данных Web of Science является самой обширной реферативной базой данных и предлагает исследователям, администраторам, преподавателям и студентам быстрый доступ к качественной междисциплинарной релевантной информации. Она охватывает свыше 50 млн записей в 12 500 наиболее влиятельных журналах по всему миру, в том числе – находящихся в открытом доступе, и 120 000 материалов конференций в области естественных, общественных, гуманитарных наук и искусства [25].

В рамках национальной подписки отечественным учебным заведениям доступны базы данных Web of Science Core Collection, включающие следующие индексы:

– Science Citation Index Expanded, архив с 1975 по н.в.

– Social Sciences Citation Index, архив с 1975 по н.в.

– Arts & Humanities Citation Index, архив с 1975 по н.в.

– Emerging Sources Citation Index, архив с 2015 по н.в.

– Book Citation Index Science & Social Sciences editions, архив с 2005 по н.в.

– Conference Proceedings Citation Index Science & Social Sciences editions, архив с 1990 по н.в.

Дополнительные ресурсы, доступные на платформе Web of  Science:

– MEDLINE, архив с 1950 по н.в. o Korean Journal Database, архив с 1980 по н.в.

– SciELO Citation Index, архив с 1997 по н.в. [18].

Следует отметить, что данные подписки предоставляют доступ лишь к части научных материалов. Актуальность точечных подписок к дополнительным ресурсам платформы Web of Scienceдля учебных заведений также сохраняется.

Также среди подписок к материалам зарубежной научной периодики следует отметить Scopus  (крупнейшая в мире единая реферативная база данных, которая индексирует более 21 000 наименований научно-технических и медицинских журналов примерно 5000 международных издательств) [20, 22].

Эта база данных является продуктом издательского дома  Elsevier («Эльзевир»), одного из крупнейших научных издательств мира. Сегодня данные из Scopus признаны Минобрнауки РФ в качестве критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений [там же].

Использование этих и других материалов в образовательной деятельности позволяет даже начинающим авторам и исследователям проводить научные изыскания и продвигать российскую науку в международном пространстве.

Ресурсы открытого доступа, бесплатные материалы, размещенные в сети Интернет, являются зачастую очень интересными сервисами, как для библиотекарей, так и для читателей. Не будем подробно останавливаться на открытых материалах платных подписок электронно-библиотечных систем, коллекциях метаданных. Цель этих открытых материалов прозрачна – дать необходимые сведения для дальнейшего выбора конкретных изданий или систем. Не будем подробно рассматривать студенческие работы, компиляции и материалы без указания автора. К счастью, руководствуясь законом об авторском праве, законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», данные материалы все реже используют в учебных и научных работах.

Остановим свое внимание на открытых полнотекстовых ресурсах

(Open Access ресурсах). Как правило, крупнейшие издательства и издающие организации разрабатывают специальные платформы и продукты, предоставляющие доступ к части материалов на безвозмездных основаниях. Издатели существуют за счет авторских оплат, авторы продвигают свои научные работы и повышают индексы цитирования, библиотеки и конечные пользователи потребляют качественный, легитимный контент. Перечислим наиболее известные зарубежные Open Access ресурсы ниже.

Коллекция научного издательства HINDAWI включает в себя более 100 000 статей из рецензируемых научных журналов по разным направлениям  исследовательской деятельности. Коллекция насчитывает 358 периодических издания, 183 из которых входят в перечень Scopus (ведущую библиографическую и реферативную базу данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях). HINDAWI – научное издательство со штаб-квартирой в Каире, основано в 2007 г., является одним из крупнейших научных издательств мира [21].

Коллекция Springer open access – это  интеллектуальный поиск по более 450 000 статьям открытого доступа в сфере техники, медицины, гуманитарных и социальных из проекта Springer Link. Springer Link – онлайн-платформа международного издательства. Springer Link [23] была запущена в 1996 г., позволяет всем заинтересованным исследователям из разных областей науки  обращаться к  материалам, являющимся субъектами высокого уровня рецензирования.

Коллекция Elsevier (Science Direct) – более 22 500 научных и научно-популярных статей по всем отраслям науки. Science Direct является ведущим информационным решением  издательства Elsevier для ученых, преподавателей, студентов, работников здравоохранения и специалистов по информационным технологиям. Elsevier – один из крупнейших издательских домов мира, основанный в 1880 г., ежегодно издает более 2000 научных журналов. Science Direct был запущен в 1997 г. [20].

Наряду с зарубежными источниками открытого доступа следует выделить и российские проекты, например, проект ООО «Итеос» КиберЛенинка. КиберЛенинка – это научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки [16].  Сервис содержит более 1514 596 научных статей, публикуемыми в журналах России и ближнего зарубежья (данные на июнь 2018 г.), в том числе, научных журналах, включённых в перечень ВАК. 

Также немаловажный факт, что некоторые крупные вузы с целью продвижения работ своих авторов, отражения результатов научной деятельности делают свои репозитории открытыми для всех желающих, вводя их в раздел open access ресурсов.

Примером могут служить коллекции некоторых ведущих вузов (Белгородского национального исследовательского университета, Казанского федерального университета, Северного (Арктического) федерального университета, Тверского государственного университета, Томского государственного университета и др.). Данные электронные хранилища содержат от 1000 до 3000 учебных и научных документов и предоставлены для индексирования наряду с другими источниками открытого доступа в электронно-библиотечной системе Znanium.com.

Сервис Discovery Znanim – совместная разработка НИЦ ИНФРА-М и Института системного анализа РАН, предоставляющий доступ к научным и научно-популярным отечественным и зарубежным ресурсам открытого доступа. Коллекции перечисленных вузов также проиндексированы  данным ресурсом и доступны  для всех подписчиков ЭБС Znanium.com [19].

Приведенный пример взаимодействия в рамках «вуз-издатель-читатель», на наш взгляд, эффективно демонстрирует перспективы интеграции внутренних коллекций вуза в крупнейшие электронно-библиотечные системы с целью продвижения и повышения цитируемости. Немаловажный факт, что и роль вуза и, в первую очередь, библиотекарей высока в данной работе.

По мнению Ольги Тимофеевой, коммерческого директора компании «Мир Периодики» на библиотекаре лежат следующие функции:

– систематизация сведений об открытых журналах по профилю библиотеки и предоставление читателю ссылок на открытые электронные платформы и журналы;

поиск открытых статей в гибридных журналах;

получение и анализ статистики доступа [8].

Таким образом, можно сделать выводы, что модель открытого доступа востребована и актуальна в современном научном сообществе. Важный факт при работе с материалами open access ресурсов заключается в легитимности  и соблюдении авторских прав. Также эффективность и высокие результаты могут быть достигнуты лишь при всестороннем взаимодействии вуза с издательством,

библиотеки учебного заведения с преподавателями и читателями.

Переходя к анализу внутренних коллекций учебных заведений, необходимо выделить основные типы таких изданий: это учебники, учебные пособия, монографии, статьи, материалы конференций и мн. др.

Иногда в категории внутренних коллекций входят  и рабочие материалы, конспекты лекций и др. Концепция единого образовательного пространства внутри учебного заведения подразумевает собирание, хранение и предоставление в полный доступ внутренних коллекций читателям учебного заведения. В большей степени каждое учебное заведение заинтересовано в  создании своего электронного хранилища указанных документов. Это очень трудоемкий и финансово затратный проект, однако сейчас уже сложно представить иные методы хранения информации.

В данной ситуации есть два основных пути – создание своего хранилища собственными средствами уч. заведения или на базе крупнейших ЭБС. О роли и месте ЭБС в образовательном процессе пойдет речь далее. Стоит лишь упомянуть, что с учетом современных реалий, ограниченных бюджетов, второй путь создания и хранения внутренних коллекций для многих предпочтителен.

И здесь взаимосвязь издателей (или агрегаторов ЭБС) и вуза представляется актуальной и эффективной. В рамках проекта по созданию «собственного закрытого хранилища на платформе известной ЭБС» большие затраты берет на себя издатель (например, в ЭБС Znanium НИЦ ИНФРА-М издатель занимается всеми работами по размещению и предоставлению доступа читателям, технической и методической поддержкой). Коллекция является закрытой и доступ предоставляется только зарегистрированным пользователям конкретного вуза.

Таким образом, независимо от методов размещения учебных и научных трудов, современные электронные средства хранения информации предоставляют уникальные возможности для обеспечения образовательного процесса и доступности внутренних материалов учебного заведения широкой читательской аудитории.

Согласно приказу № 1975 Министерства образования и науки РФЭБС является одним из трех элементов вузовского обеспечения требований ФГОС ВПО по библиотечным ресурсам наряду с традиционной библиотекой (библиотечным фондом) изданий в твердых копиях и специализированными издательскими базами данных периодики и иных произведений [1]. 

Каждое высшее и среднее профессиональное учебное заведение страны должно иметь электронно-библиотечную систему.

Электронно-библиотечная система согласно законодательству – это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО и иных правовых нормативов, содержащая издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемая в образовательном процессе [7].

На данный момент на рынке ЭБС представлены следующие основные системы:

– ЭБС издательства «Лань»;

– ЭБС «Университетская библиотека онлайн»;

– ЭБС «Znanium.сom» НИЦ ИНФРА-М;

– ЭБС «КнигаФонд»;

– ЭБС «РУКОНТ»;

– ЭБС «IPR-books»;

– ЭБС «Ibooks»;

– ЭБС «Юрайт»;

– ЭБС «БиблиоРоссика»;

– ЭБС «Консультант студента».

В эпоху новых информационных технологий сложно недооценивать роль электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Сегодня электронно-библиотечные системы – неотъемлемая часть и важный элемент Единой информационной образовательной среды (ЕИОС) учебного заведения. Что в себя включает понятие ЕИОС на современном этапе развития системы высшего и среднего профессионального образования? Какие требования и  результаты уже достигнуты?

В Федеральном государственном образовательном стандарте понятие ИОС выступает как система образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения [2].

За последнее десятилетие произошли  большие изменения в традиционной деятельности библиотек, появились новые формы и теперь ответственность за документопотоки и информационные ресурсы лежит на библиотечно-информационных  центрах. Таким образом, электронно-библиотечные системы как важный элемент ЕИОС представляют большой интерес для исследования.

Процесс появления первых электронно-библиотечных систем и дальнейшее этапы формирования рынка электронных образовательных ресурсов берут свое начало с 2010–2011 гг. Следуя запросам рынка, крупные издатели, работающие на рынке учебной  и научной литературы с момента перехода издательского бизнеса в частные руки (с 1990-х гг.), в 2000-х формируют свои электронно-библиотечные ресурсы на базе широкого ассортимента изданных и переизданных книг за последние 5–10 лет. За этим, безусловно, стоит длительный процесс формирования коллекций, согласования с вышестоящими контролирующими организациями, чтобы произведение от издательского макета стало частью ЭБС. Мы попытаемся рассмотреть на успешно реализованных примерах методику создания ЭБС, возможности, которые открываются перед издателями и определенные сложности в формировании рынка.

Очень важно определить  место ЭБС в нашей стране, привлечь внимание к дальнейшему развитию данного направления и обеспечения поддержки регулирующих организаций. Для издателей возможность создания новой электронно-библиотечной системы – большой и многолетний труд. Используя наработки и выводы, сделанные с учетом теоретического и практического опыта исследователя, велика вероятность создания новых ЭБС, новых форм и партнерства в рамках профильных союзов и ассоциаций издателей страны.

Какие возможности открываются перед образовательным сообществом?

В первую очередь, следуя принципам общедоступности образования, электронные библиотеки выравнивают качество и количество потребляемых изданий для одного пользователя. Ранее никто не мог и предположить, что каждый студент будет иметь доступ к нескольким тысячам учебных и научных произведений с постоянной возможностью работы.

 Во-вторых, максимально широкие ресурсы облегчают подготовку, расширяют кругозор, и, что очень важно, сокращают время на поиск необходимой литературы. Для преподавателей открывается безграничное пространство и возможность работы не только с отечественными учебными и научными изданиями, но и с зарубежными, что ранее было практически невозможно.

 По мнению ряда современных исследователей, внедрение ЭБС в практику информационного обеспечения обучающихся в вузах соответствует задачам инновационного развития отечественной системы образования и науки во всех регионах за счет современных цифровых телекоммуникационных технологий [10].

Большую роль за последние 20 лет стали играть негосударственные учебные заведения, которые готовят также высококлассных специалистов, используя передовые технологии и сотрудничая как с государственными образовательными организациями, так и осуществляя международные связи. Число высших и средних учебных заведений постепенно растет.

Согласно исследованию 2015 г., проведенному информационно-аналитическим журналом «Университетская книга», при информационной поддержке Российской ассоциации электронных библиотек (НП «ЭЛБИ»), Российской библиотечной ассоциации (РБА), Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР), респондентами которого стали 362 вуза всех федеральных округов, доля библиотек, в фондах которых от 10% э-ресурсов и выше, составляет 60,3%.

У 24 % респондентов доля печатных и электронных ресурсов составляет 50/50. Доля библиотек, в которых электронные ресурсы занимают менее 5% фондов, составляет 22% [6].

Как уже было обозначено ранее, на рынке работают более 10 основных ЭБС. Создателями ЭБС в нашей стране являются как издатели, так и агрегаторы. Издатели формировали контент, в первую очередь, за счет своих исключительных прав на издания, вышедших за предыдущие периоды. Ряд ЭБС, работая по такому принципу, сохраняют свою исключительность. Например, ЭБС Znanium.com НИЦ ИНФРА-М содержит уникальные издания холдинга, выпущенные и переизданные за многие годы. В издательском портфеле представлены тысячи наименований учебной и научной литературы, фонды которой содержатся только в ЭБС Znanium.Отвечая на запросы рынка, и «издатели», и «агрегаторы» работают с большим количеством издательств, которые предоставляют контент в рамках договора так же исключительно или нет.

При выборе ЭБС для учебного заведения определяющими становятся следующие моменты:

– модель ценообразования подписки;

– авторские права и легитимность контента;

– организация удобного интерфейса для читателей;

– персонализированный сервис – копирование, закладки, книжная полка;

– вопросы каталогизации электронных ресурсов;

– методическая поддержка на время действия договора.

 

К вышесказанному стоит добавить, что, поскольку фонды ЭБС отличны друг от друга, учебным заведениям приходится иметь несколько подписок. Особенную популярность в связи с этим имеют точечные подписки на определенные тематические коллекции.

Современные ЭБС разрабатывают новые сервисы, расширяют ассортимент за счет издания книг и заключения договоров со сторонними издателями, используют новые методы в продвижении и сотрудничают с крупнейшими вузами – все это непременные условия для эффективного развития ЭБС в стране.

В статье была сделана попытка анализа основных типов и видов электронных образовательных ресурсов учебных заведений, были выделены основные тенденции и этапы развития, проблемы научного изучения перехода учебной книги в электронный формат.

               Обращаясь к истории, на примерах первых библиотек, была дана оценка феномену Национальной электронной библиотеки страны (НЭБ), ее влиянию на формирование культуры чтения. Также к числу рассмотренных типов относятся электронные библиотеки научной периодики, ресурсы открытого доступа, собственные издания вузов. На основе современных исследований был определен уровень востребованности и использования электронной книги в учебных заведениях, сделаны выводы о влиянии и перспективах развития учебной и научной литературы в электронном формате.

 Также подробно рассмотрен феномен электронно-библиотечных систем России, выделены этапы становления и современное состояние, основные проблемы, с которыми сталкиваются издатели и пользователи и возможные пути решения.

             На основании исследования, можно сделать выводы, что современные библиотеки и библиотечные центры учебных заведений предоставляют к работе многие тысячи учебников, монографий и статей каждому читателю. Безусловно, с каждым годом появляются новые возможности, современные издатели создают интересные продукты, ресурсы открытого доступа и платные коллекции.

  Неизменным остается лишь то, что развитие, соответствие запросам и своевременная актуализация источников остаются важными фактами и критериями отбора в образовательном и научном сообществе.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2011 N 1975 (ред. от 16.02.2017) “О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2011 N 21200) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116194/(дата обращения: 25.04.2018).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.

3. Андреев А.А., Рубин Ю.Б. Титарев Л.Г. Кафедра в системе открытого Образования [Текст] / А.А. Андреева, Ю.Б. Рубин, Л.Г. Титарев //Материалы конференции «Образование в информационнуюэпоху» - М.: МЭСИ, 2001, с.90-100

4. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти [Текст] / Л.В. Зимина. - М.: Наука, 2004. - 274 с.

5. История книги/ под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой [Текст]. - М.: «Светотон», 2001. - 400 с.

6. Каплин Р. ЭБС в библиотеках: меньше жалоб, больше дела [Электронный ресурс]. - М.: Университетская книга.. 2015. - URL:http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/5269-ebs-v-bibliotekah-menshe-zhalob-bolshedela.html (дата обращения: 25.04.2018).

7. Отраслевой доклад «Электронная книга и электронно-библиотечные системы России» [Электронный ресурс]. - М., 2010. - URL: http://www.ifap.ru/library/book483.pdf

8. Тимофеева О. Открытые ресурсы для развития электронных фондов библиотек [Электронный ресурс]. - М.: Университетская книга.. 2015. - URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/6028-otkrytye-resursy-dlya-razvitiya-elektronnyh-fondov-bibliotek.html (дата обращения: 25.04.2018).

9. Трайнев В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Электронный ресурс] : Монография / В. А. Трайнев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 256 с.-URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513047(дата обращения: 15.06.2018).

10. Федоров О.В., Ефремов Л.Г, Голубцов Н.В., Гребенюк И.И.: Аспекты информационного обеспечения обучающихся в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / О.В. Федоров, Л.Г. Ефремов, И.И. Гребенюк // Вестник ЧГУ. 2012. №3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-informatsionnogo-obespecheniya-obuchayuschihsya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah (дата обращения: 29.04.2018).

11. Фрэнсис С. Спасая мир: роль библиотек и библиотекарей в сохранении и пропаганде культурного наследия (перевод О. А. Жеравиной) / С. Фрэнсис [Электронный ресурс] // Вестн. Том.гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. №4 (8). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spasaya-mir-rol-bibliotek-i-bibliotekarey-v-sohranenii-i-propagande-kulturnogo-naslediya-perevod-o-a-zheravinoy (дата обращения: 25.04.2018).

12. Хафизов Д.М., Смолина С.Г. Научная библиотека вуза как культурно-просветительский центр [Электронный ресурс] / Д.М. Хафизов, С.Г. Смолина. - URL:// Библиосфера. 2017. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-biblioteka-vuza-kak-kulturno-prosvetitelskiy-tsentr (дата обращения: 25.04.2018).

13. Шрайберг Я.Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века? [Электронный ресурс]: Ежегодный доклад Конференции «Крым»..Год 2011. - С.30. - URL: http://gpntb.ru(дата обращения: 25.04.2018).

14. Российское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс] // URL:http://www.edu.ru/vuz/

15. Национальная электронная библиотека [Электронный ресурс] // URL:

16. Электронная библиотека КиберЛенинка [ Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/

17. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp/

18. Национальная подписка на Web of Science - [Электронный ресурс] // URL: http://fano.gov.ru/common/upload/library/2017/04/main/Publication_faq.pdf

19. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/

20. Полнотекстовая база данных ScienceDirect [Электронный ресурс] // URL: http://www.elsevierscience.ru/products/scopus/

21. Hindawi Publishing Corporation [Электронный ресурс] // URL: https://www.hindawi.com/

22. Scopus [Электронный ресурс] // URL: http://www.scopus.com/

23. Springer Open [Электронный ресурс] // URL: https://www.springeropen.com/ http://www.нэб.рф/

Войти или Создать
* Забыли пароль?