PROSPECTS OF ELECTRONIC LIBRARY RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of electronic educational resources for higher educational institutions of the country, their diversity and types. Since 2000, profound changes and a gradual transition to the integration of information from traditional printed forms with new, electronic ones are evident. Libraries of the educational institution, introducing and using high technologies, are information centers and carry out coordination and control over the educational process. By providing access to scientific developments of both Russian and foreign researchers, we are on the verge of big changes. The domestic system of education and science are developing and acquiring new forms.

Keywords:
electronic educational environment of educational institutions, scientific periodicals, open access resources, electronic library systems.
Text

Для исследования основных типов электронных образовательных ресурсов, их влияния и места в образовательном  процессе необходимо дать определение понятию «образовательная среда». По мнению ряда современных исследователей, информационная образовательная среда (ИОС) – это целостная система, состоящая из подсистем для реализации учебного образовательного процесса с применением современных информационно-технических и учебно-методических средств [3, с. 90–100].  

Также образовательная среда представляет собой целостную систему обучения и воспитания для достижения необходимой педагогической цели при непрерывном образовании [9].

На данный момент при всем своем многообразии можно выделить следующие виды электронных ресурсов, используемых в вузах:

национальное электронное библиотечное хранилище;

– электронные библиотеки научной периодики;

– ресурсы открытого доступа;

– собственные репозитории учебных заведений, зачастую на платформе ЭБС;

– электронно-библиотечные системы.

О их видах, многообразии и использовании в учебном процессе  пойдет речь  в статье.

Библиотеки в мире существуют на протяжении всей истории человечества. Историкам известны факты существования клинописной библиотеки царя Ассурбанипала (7 век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг. Также библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись в Египте и Малой Азии. Уже с дохристианских времен почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку [5, c. 41–43].

К временам античности относится самое богатое книжное хранилище – Александрийская библиотека, насчитывающая более 700 000 папирусных свитков, ставшая крупнейшим научным и культурным центром.

Так, анализируя период зарождения письменности, можно сделать выводы, что уже в древности наряду с появлением первых памятников литературы возникают и первые хранилища, ставшие предтечей крупнейших библиотек учебных заведений Средневековья.

Со времен Средних веков религиозные учреждения (в Европе монастыри), первые университеты (начиная с XI в.), правительственные организации признают необходимость создания собственных библиотек не только с целью хранения, но и использования книг.

Таким образом, можно утверждать, что уже с древних времен человек относился внимательно и бережно к информации, использовал в своей учебной и практической деятельности  и сохранял для будущих поколений.

Важный факт, что миссия библиотеки не претерпела значительных изменений от момента возникновения до сегодняшнего дня. Это – собирание, сохранение и предоставление в общественное пользование универсального фонда документов, служение культуре и науке, хранение национальной памяти, просвещение народов и распространение знаний.

По мнению С. Фрэнсиса, народы признают важность собирания в одном месте письменных и печатных документов, свидетельствующих об их истории и деятельности. Именно по этой причине создаются и поддерживаются национальные архивы и библиотеки [11].

В современную эпоху, когда цифровые технологии зачастую определяют нашу жизнь, предоставляя современные средства сбора и сохранения научных знаний, появился феномен электронных библиотек. Принцип, лежащий в основе современных электронных библиотек, исследователи называют александрийским. Он восходит к античности, к упомянутой Александрийской библиотеке. При парадигме александрийского типа информация хранится в виде одного материального документа, а при Гутенберговой (книгопечатной) парадигме информация фиксируется на идентичных материальных объектах, составляющих тираж, экземпляры которого могут находиться в разных местах [4, с. 131].

Идея создания национальных электронных библиотек в мире зародилась еще в конце 20 в. Первые национальные электронные библиотеки образовались в Японии, Америке и ряде европейских стран.

В России с 2004 г. при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проект НЭБ разрабатывается ведущими российскими библиотеками.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Разработчики глобального проекта предоставляют централизованный удаленный доступ через единый портал к фонду НЭБ, возможности расширенного поиска и набор сервисов для читателей всех категорий.

На данный момент разработана интеграция с социальными сетями; мобильные приложения для доступа из любой точки и с любого устройства; личный кабинет и единый электронный читательский билет, открывающий доступ ко всем фондам российских библиотек. На июнь 2018 г. оцифрованные фонды содержат 39 612 294 записей.
Общее количество электронных документов в фондах НЭБ – 4 348 209. В общественном достоянии – 3 703 412.
Охраняемые авторским правом, – 610 879 записей [15].

В базе НЭБ содержатся фонды крупнейших библиотек страны. Происходит постоянное пополнение фондов оцифрованной литературой.

Согласно закону об авторском праве, в свободном доступе можно читать произведения, перешедшие в России в общественное достояние.  Просмотр изданий, охраняемых авторским правом, допускается только из помещений библиотек – участников проекта, к которым относятся как публичные библиотеки, так и библиотеки вузов.

Библиотеки вузов подключаются к НЭБ для предоставления права доступа к произведениям, охраняемым авторским правом, на договорной основе.

Рассмотрим структуру коллекций – коллекция диссертаций по экономической, финансовой, юридической, педагогической тематике. За основу взяты коллекции РГБ (Москва) и РНБ (СПб), а также новые электронные коллекции – тематические, хронологические, предметные и т.д. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Национальная электронная библиотека (НЭБ) должна ежегодно пополняться не менее, чем 10 процентами от всех издаваемых в стране наименований книг.

    По итогам многоэтапного отбора в фонды НЭБ попали книги 82 российских издательств. Примерно половину переданных в НЭБ изданий составила популярная литература, представленная такими ведущими издательствами, как «АСТ», «ЭКСМО», «КноРус», «Вече» и др. В список вошли научно-образовательные ресурсы от 15 издательств высших учебных заведений. Среди новой литературы –  издания по 55 отраслям наук [там же].

При работе с любым видом издания возможны разнообразные инструменты чтения – создание закладок, заметок, цитат. Материалы НЭБ хранятся в формате PDF. Этот формат  предоставляет высококачественно оцифрованные материалы, включающие текст и изображения.

Опираясь на позицию Шрайберга Я.Л. по созданию единой национальной электронной библиотеки, можно сделать выводы, что, в первую очередь, соблюдение авторских прав и поиск цивилизованных путей на воспроизведение, важные вопросы при создании хранилища. «Библиотеки создают многочисленные цифровые коллекции старых, редких изданий, проводят оцифровку изданий, входящих в культурное наследие, а также тематико-ориентированных, вышедших из зоны действия

авторского права; осуществляют полноценное обслуживание, в том числе 

и в режиме онлайн по принципу fairuse, и библиотеки договариваются – именно договариваются – с издателями, авторами, иными правообладателями,

если им надо создать электронную копию той или иной книги, защищенной законом об авторском праве, предлагая  различные, но цивилизованные пути: покупка лицензии, переуступка прав  (временная или полная), оплата по договору, оплата посреднику – авторскому 

агентству (возможны и другие варианты, но именно легитимные  и в рамках закона)» – отмечает Я.Л. Шрайберг [13].

Используя возможность доступа в НЭБ, вузовские библиотеки продвигают идеи сохранения культурного наследия страны, прививают культуру чтения, повышают эффективность образовательного процесса.

Исследуя вопросы работы с электронными ресурсами, большую роль играет  подход вузовских библиотек к обучению пользователей. Теперь функции библиотеки как научно-просветительского центра включают проведение лекций, тренингов, продвижение научных работ сотрудников и аспирантов [12].

Остановимся подробнее на продвижении научных изысканий в общероссийском и международном сообществе. В России существует платформа e-library с 1999 г. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 25 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5500 российских научно-технических журналов, из которых более 4600 журналов в открытом доступе [17].

Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) – созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения публикационной активности ученых и организаций.

ELIBRARY.RU и РИНЦ разработаны и поддерживаются компанией «Научная электронная библиотека» [17]. РИНЦ находится в открытом доступе, таким образом, перед научным сообществом открыты все возможности для публикаций и аналитики. По официальным данным зарегистрированными пользователями являются более 2200 российских научно-образовательных организаций. Для регистрации в системе необходимо подписать лицензионное соглашение и осуществлять методическую поддержку и контроль в рамках учреждения.

Для научных и учебных организаций библиотека предоставляет следующие уникальные возможности:

– доступ для читателей к отечественным научным статьям открытого и закрытого доступа (в рамках отдельных подписок);

– размещение на платформе непериодических изданий, вышедших в организации с их последующим индексированием;

– регистрация в информационно-аналитической системе SCIENCEINDEX, позволяющей проводить комплексные исследования публикационной активности российских и зарубежных авторов и организаций.

Для пользователей – широкие возможности работы с платформой, от бесплатных подборок до доступа к платным материалам. Всего по подписке предоставляется доступ к более 1000 наименований изданий.

Для авторов – предоставление права публикации научных статей и непериодических изданий, таких как: монографии, справочники, словари, учебники, учебные пособия, авторефераты, диссертации и патенты.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что российская платформа eLIBRARY – уникальный российский портал научной периодики, без которого сложно представить эффективную работу в образовательных и научных организациях страны. Но следует учесть, что данный ресурс не предоставляет доступ и подписку к зарубежным научным изданиям. На коммерческих условиях он предоставляет доступ для корпоративных клиентов для некоторых проектов западной периодики. В связи с этим, библиотеки учебных заведений осуществляют подписку к зарубежным источникам.

С 2016 г. вышло постановление Министерства образования РФ, по которому все государственные и научно-образовательные организации имеют возможность подать сведения для получения доступа к национальной подписке к Web of Science.

База данных Web of Science является самой обширной реферативной базой данных и предлагает исследователям, администраторам, преподавателям и студентам быстрый доступ к качественной междисциплинарной релевантной информации. Она охватывает свыше 50 млн записей в 12 500 наиболее влиятельных журналах по всему миру, в том числе – находящихся в открытом доступе, и 120 000 материалов конференций в области естественных, общественных, гуманитарных наук и искусства [25].

В рамках национальной подписки отечественным учебным заведениям доступны базы данных Web of Science Core Collection, включающие следующие индексы:

– Science Citation Index Expanded, архив с 1975 по н.в.

– Social Sciences Citation Index, архив с 1975 по н.в.

– Arts & Humanities Citation Index, архив с 1975 по н.в.

– Emerging Sources Citation Index, архив с 2015 по н.в.

– Book Citation Index Science & Social Sciences editions, архив с 2005 по н.в.

– Conference Proceedings Citation Index Science & Social Sciences editions, архив с 1990 по н.в.

Дополнительные ресурсы, доступные на платформе Web of  Science:

– MEDLINE, архив с 1950 по н.в. o Korean Journal Database, архив с 1980 по н.в.

– SciELO Citation Index, архив с 1997 по н.в. [18].

Следует отметить, что данные подписки предоставляют доступ лишь к части научных материалов. Актуальность точечных подписок к дополнительным ресурсам платформы Web of Scienceдля учебных заведений также сохраняется.

Также среди подписок к материалам зарубежной научной периодики следует отметить Scopus  (крупнейшая в мире единая реферативная база данных, которая индексирует более 21 000 наименований научно-технических и медицинских журналов примерно 5000 международных издательств) [20, 22].

Эта база данных является продуктом издательского дома  Elsevier («Эльзевир»), одного из крупнейших научных издательств мира. Сегодня данные из Scopus признаны Минобрнауки РФ в качестве критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений [там же].

Использование этих и других материалов в образовательной деятельности позволяет даже начинающим авторам и исследователям проводить научные изыскания и продвигать российскую науку в международном пространстве.

Ресурсы открытого доступа, бесплатные материалы, размещенные в сети Интернет, являются зачастую очень интересными сервисами, как для библиотекарей, так и для читателей. Не будем подробно останавливаться на открытых материалах платных подписок электронно-библиотечных систем, коллекциях метаданных. Цель этих открытых материалов прозрачна – дать необходимые сведения для дальнейшего выбора конкретных изданий или систем. Не будем подробно рассматривать студенческие работы, компиляции и материалы без указания автора. К счастью, руководствуясь законом об авторском праве, законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», данные материалы все реже используют в учебных и научных работах.

Остановим свое внимание на открытых полнотекстовых ресурсах

(Open Access ресурсах). Как правило, крупнейшие издательства и издающие организации разрабатывают специальные платформы и продукты, предоставляющие доступ к части материалов на безвозмездных основаниях. Издатели существуют за счет авторских оплат, авторы продвигают свои научные работы и повышают индексы цитирования, библиотеки и конечные пользователи потребляют качественный, легитимный контент. Перечислим наиболее известные зарубежные Open Access ресурсы ниже.

Коллекция научного издательства HINDAWI включает в себя более 100 000 статей из рецензируемых научных журналов по разным направлениям  исследовательской деятельности. Коллекция насчитывает 358 периодических издания, 183 из которых входят в перечень Scopus (ведущую библиографическую и реферативную базу данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях). HINDAWI – научное издательство со штаб-квартирой в Каире, основано в 2007 г., является одним из крупнейших научных издательств мира [21].

Коллекция Springer open access – это  интеллектуальный поиск по более 450 000 статьям открытого доступа в сфере техники, медицины, гуманитарных и социальных из проекта Springer Link. Springer Link – онлайн-платформа международного издательства. Springer Link [23] была запущена в 1996 г., позволяет всем заинтересованным исследователям из разных областей науки  обращаться к  материалам, являющимся субъектами высокого уровня рецензирования.

Коллекция Elsevier (Science Direct) – более 22 500 научных и научно-популярных статей по всем отраслям науки. Science Direct является ведущим информационным решением  издательства Elsevier для ученых, преподавателей, студентов, работников здравоохранения и специалистов по информационным технологиям. Elsevier – один из крупнейших издательских домов мира, основанный в 1880 г., ежегодно издает более 2000 научных журналов. Science Direct был запущен в 1997 г. [20].

Наряду с зарубежными источниками открытого доступа следует выделить и российские проекты, например, проект ООО «Итеос» КиберЛенинка. КиберЛенинка – это научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки [16].  Сервис содержит более 1514 596 научных статей, публикуемыми в журналах России и ближнего зарубежья (данные на июнь 2018 г.), в том числе, научных журналах, включённых в перечень ВАК. 

Также немаловажный факт, что некоторые крупные вузы с целью продвижения работ своих авторов, отражения результатов научной деятельности делают свои репозитории открытыми для всех желающих, вводя их в раздел open access ресурсов.

Примером могут служить коллекции некоторых ведущих вузов (Белгородского национального исследовательского университета, Казанского федерального университета, Северного (Арктического) федерального университета, Тверского государственного университета, Томского государственного университета и др.). Данные электронные хранилища содержат от 1000 до 3000 учебных и научных документов и предоставлены для индексирования наряду с другими источниками открытого доступа в электронно-библиотечной системе Znanium.com.

Сервис Discovery Znanim – совместная разработка НИЦ ИНФРА-М и Института системного анализа РАН, предоставляющий доступ к научным и научно-популярным отечественным и зарубежным ресурсам открытого доступа. Коллекции перечисленных вузов также проиндексированы  данным ресурсом и доступны  для всех подписчиков ЭБС Znanium.com [19].

Приведенный пример взаимодействия в рамках «вуз-издатель-читатель», на наш взгляд, эффективно демонстрирует перспективы интеграции внутренних коллекций вуза в крупнейшие электронно-библиотечные системы с целью продвижения и повышения цитируемости. Немаловажный факт, что и роль вуза и, в первую очередь, библиотекарей высока в данной работе.

По мнению Ольги Тимофеевой, коммерческого директора компании «Мир Периодики» на библиотекаре лежат следующие функции:

– систематизация сведений об открытых журналах по профилю библиотеки и предоставление читателю ссылок на открытые электронные платформы и журналы;

поиск открытых статей в гибридных журналах;

получение и анализ статистики доступа [8].

Таким образом, можно сделать выводы, что модель открытого доступа востребована и актуальна в современном научном сообществе. Важный факт при работе с материалами open access ресурсов заключается в легитимности  и соблюдении авторских прав. Также эффективность и высокие результаты могут быть достигнуты лишь при всестороннем взаимодействии вуза с издательством,

библиотеки учебного заведения с преподавателями и читателями.

Переходя к анализу внутренних коллекций учебных заведений, необходимо выделить основные типы таких изданий: это учебники, учебные пособия, монографии, статьи, материалы конференций и мн. др.

Иногда в категории внутренних коллекций входят  и рабочие материалы, конспекты лекций и др. Концепция единого образовательного пространства внутри учебного заведения подразумевает собирание, хранение и предоставление в полный доступ внутренних коллекций читателям учебного заведения. В большей степени каждое учебное заведение заинтересовано в  создании своего электронного хранилища указанных документов. Это очень трудоемкий и финансово затратный проект, однако сейчас уже сложно представить иные методы хранения информации.

В данной ситуации есть два основных пути – создание своего хранилища собственными средствами уч. заведения или на базе крупнейших ЭБС. О роли и месте ЭБС в образовательном процессе пойдет речь далее. Стоит лишь упомянуть, что с учетом современных реалий, ограниченных бюджетов, второй путь создания и хранения внутренних коллекций для многих предпочтителен.

И здесь взаимосвязь издателей (или агрегаторов ЭБС) и вуза представляется актуальной и эффективной. В рамках проекта по созданию «собственного закрытого хранилища на платформе известной ЭБС» большие затраты берет на себя издатель (например, в ЭБС Znanium НИЦ ИНФРА-М издатель занимается всеми работами по размещению и предоставлению доступа читателям, технической и методической поддержкой). Коллекция является закрытой и доступ предоставляется только зарегистрированным пользователям конкретного вуза.

Таким образом, независимо от методов размещения учебных и научных трудов, современные электронные средства хранения информации предоставляют уникальные возможности для обеспечения образовательного процесса и доступности внутренних материалов учебного заведения широкой читательской аудитории.

Согласно приказу № 1975 Министерства образования и науки РФЭБС является одним из трех элементов вузовского обеспечения требований ФГОС ВПО по библиотечным ресурсам наряду с традиционной библиотекой (библиотечным фондом) изданий в твердых копиях и специализированными издательскими базами данных периодики и иных произведений [1]. 

Каждое высшее и среднее профессиональное учебное заведение страны должно иметь электронно-библиотечную систему.

Электронно-библиотечная система согласно законодательству – это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО и иных правовых нормативов, содержащая издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемая в образовательном процессе [7].

На данный момент на рынке ЭБС представлены следующие основные системы:

– ЭБС издательства «Лань»;

– ЭБС «Университетская библиотека онлайн»;

– ЭБС «Znanium.сom» НИЦ ИНФРА-М;

– ЭБС «КнигаФонд»;

– ЭБС «РУКОНТ»;

– ЭБС «IPR-books»;

– ЭБС «Ibooks»;

– ЭБС «Юрайт»;

– ЭБС «БиблиоРоссика»;

– ЭБС «Консультант студента».

В эпоху новых информационных технологий сложно недооценивать роль электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Сегодня электронно-библиотечные системы – неотъемлемая часть и важный элемент Единой информационной образовательной среды (ЕИОС) учебного заведения. Что в себя включает понятие ЕИОС на современном этапе развития системы высшего и среднего профессионального образования? Какие требования и  результаты уже достигнуты?

В Федеральном государственном образовательном стандарте понятие ИОС выступает как система образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения [2].

За последнее десятилетие произошли  большие изменения в традиционной деятельности библиотек, появились новые формы и теперь ответственность за документопотоки и информационные ресурсы лежит на библиотечно-информационных  центрах. Таким образом, электронно-библиотечные системы как важный элемент ЕИОС представляют большой интерес для исследования.

Процесс появления первых электронно-библиотечных систем и дальнейшее этапы формирования рынка электронных образовательных ресурсов берут свое начало с 2010–2011 гг. Следуя запросам рынка, крупные издатели, работающие на рынке учебной  и научной литературы с момента перехода издательского бизнеса в частные руки (с 1990-х гг.), в 2000-х формируют свои электронно-библиотечные ресурсы на базе широкого ассортимента изданных и переизданных книг за последние 5–10 лет. За этим, безусловно, стоит длительный процесс формирования коллекций, согласования с вышестоящими контролирующими организациями, чтобы произведение от издательского макета стало частью ЭБС. Мы попытаемся рассмотреть на успешно реализованных примерах методику создания ЭБС, возможности, которые открываются перед издателями и определенные сложности в формировании рынка.

Очень важно определить  место ЭБС в нашей стране, привлечь внимание к дальнейшему развитию данного направления и обеспечения поддержки регулирующих организаций. Для издателей возможность создания новой электронно-библиотечной системы – большой и многолетний труд. Используя наработки и выводы, сделанные с учетом теоретического и практического опыта исследователя, велика вероятность создания новых ЭБС, новых форм и партнерства в рамках профильных союзов и ассоциаций издателей страны.

Какие возможности открываются перед образовательным сообществом?

В первую очередь, следуя принципам общедоступности образования, электронные библиотеки выравнивают качество и количество потребляемых изданий для одного пользователя. Ранее никто не мог и предположить, что каждый студент будет иметь доступ к нескольким тысячам учебных и научных произведений с постоянной возможностью работы.

 Во-вторых, максимально широкие ресурсы облегчают подготовку, расширяют кругозор, и, что очень важно, сокращают время на поиск необходимой литературы. Для преподавателей открывается безграничное пространство и возможность работы не только с отечественными учебными и научными изданиями, но и с зарубежными, что ранее было практически невозможно.

 По мнению ряда современных исследователей, внедрение ЭБС в практику информационного обеспечения обучающихся в вузах соответствует задачам инновационного развития отечественной системы образования и науки во всех регионах за счет современных цифровых телекоммуникационных технологий [10].

Большую роль за последние 20 лет стали играть негосударственные учебные заведения, которые готовят также высококлассных специалистов, используя передовые технологии и сотрудничая как с государственными образовательными организациями, так и осуществляя международные связи. Число высших и средних учебных заведений постепенно растет.

Согласно исследованию 2015 г., проведенному информационно-аналитическим журналом «Университетская книга», при информационной поддержке Российской ассоциации электронных библиотек (НП «ЭЛБИ»), Российской библиотечной ассоциации (РБА), Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР), респондентами которого стали 362 вуза всех федеральных округов, доля библиотек, в фондах которых от 10% э-ресурсов и выше, составляет 60,3%.

У 24 % респондентов доля печатных и электронных ресурсов составляет 50/50. Доля библиотек, в которых электронные ресурсы занимают менее 5% фондов, составляет 22% [6].

Как уже было обозначено ранее, на рынке работают более 10 основных ЭБС. Создателями ЭБС в нашей стране являются как издатели, так и агрегаторы. Издатели формировали контент, в первую очередь, за счет своих исключительных прав на издания, вышедших за предыдущие периоды. Ряд ЭБС, работая по такому принципу, сохраняют свою исключительность. Например, ЭБС Znanium.com НИЦ ИНФРА-М содержит уникальные издания холдинга, выпущенные и переизданные за многие годы. В издательском портфеле представлены тысячи наименований учебной и научной литературы, фонды которой содержатся только в ЭБС Znanium.Отвечая на запросы рынка, и «издатели», и «агрегаторы» работают с большим количеством издательств, которые предоставляют контент в рамках договора так же исключительно или нет.

При выборе ЭБС для учебного заведения определяющими становятся следующие моменты:

– модель ценообразования подписки;

– авторские права и легитимность контента;

– организация удобного интерфейса для читателей;

– персонализированный сервис – копирование, закладки, книжная полка;

– вопросы каталогизации электронных ресурсов;

– методическая поддержка на время действия договора.

 

К вышесказанному стоит добавить, что, поскольку фонды ЭБС отличны друг от друга, учебным заведениям приходится иметь несколько подписок. Особенную популярность в связи с этим имеют точечные подписки на определенные тематические коллекции.

Современные ЭБС разрабатывают новые сервисы, расширяют ассортимент за счет издания книг и заключения договоров со сторонними издателями, используют новые методы в продвижении и сотрудничают с крупнейшими вузами – все это непременные условия для эффективного развития ЭБС в стране.

В статье была сделана попытка анализа основных типов и видов электронных образовательных ресурсов учебных заведений, были выделены основные тенденции и этапы развития, проблемы научного изучения перехода учебной книги в электронный формат.

               Обращаясь к истории, на примерах первых библиотек, была дана оценка феномену Национальной электронной библиотеки страны (НЭБ), ее влиянию на формирование культуры чтения. Также к числу рассмотренных типов относятся электронные библиотеки научной периодики, ресурсы открытого доступа, собственные издания вузов. На основе современных исследований был определен уровень востребованности и использования электронной книги в учебных заведениях, сделаны выводы о влиянии и перспективах развития учебной и научной литературы в электронном формате.

 Также подробно рассмотрен феномен электронно-библиотечных систем России, выделены этапы становления и современное состояние, основные проблемы, с которыми сталкиваются издатели и пользователи и возможные пути решения.

             На основании исследования, можно сделать выводы, что современные библиотеки и библиотечные центры учебных заведений предоставляют к работе многие тысячи учебников, монографий и статей каждому читателю. Безусловно, с каждым годом появляются новые возможности, современные издатели создают интересные продукты, ресурсы открытого доступа и платные коллекции.

  Неизменным остается лишь то, что развитие, соответствие запросам и своевременная актуализация источников остаются важными фактами и критериями отбора в образовательном и научном сообществе.

References

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.05.2011 N 1975 (red. ot 16.02.2017) “O vnesenii izmeneniy v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya” (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 28.06.2011 N 21200) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116194/(data obrascheniya: 25.04.2018).

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obschego obrazovaniya [Tekst]. - M.: Prosveschenie, 2011.

3. Andreev A.A., Rubin Yu.B. Titarev L.G. Kafedra v sisteme otkrytogo Obrazovaniya [Tekst] / A.A. Andreeva, Yu.B. Rubin, L.G. Titarev //Materialy konferencii «Obrazovanie v informacionnuyuepohu» - M.: MESI, 2001, s.90-100

4. Zimina L.V. Sovremennye izdatel'skie strategii: ot tradicionnogo knigoizdaniya do setevyh tehnologiy kul'turnoy pamyati [Tekst] / L.V. Zimina. - M.: Nauka, 2004. - 274 s.

5. Istoriya knigi/ pod red. A.A. Govorova, T.G. Kupriyanovoy [Tekst]. - M.: «Svetoton», 2001. - 400 s.

6. Kaplin R. EBS v bibliotekah: men'she zhalob, bol'she dela [Elektronnyy resurs]. - M.: Universitetskaya kniga.. 2015. - URL:http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/5269-ebs-v-bibliotekah-menshe-zhalob-bolshedela.html (data obrascheniya: 25.04.2018).

7. Otraslevoy doklad «Elektronnaya kniga i elektronno-bibliotechnye sistemy Rossii» [Elektronnyy resurs]. - M., 2010. - URL: http://www.ifap.ru/library/book483.pdf

8. Timofeeva O. Otkrytye resursy dlya razvitiya elektronnyh fondov bibliotek [Elektronnyy resurs]. - M.: Universitetskaya kniga.. 2015. - URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/6028-otkrytye-resursy-dlya-razvitiya-elektronnyh-fondov-bibliotek.html (data obrascheniya: 25.04.2018).

9. Traynev V.A. Elektronno-obrazovatel'nye resursy v razvitii informacionnogo obschestva (obobschenie i praktika) [Elektronnyy resurs] : Monografiya / V. A. Traynev. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2015. - 256 s.-URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513047(data obrascheniya: 15.06.2018).

10. Fedorov O.V., Efremov L.G, Golubcov N.V., Grebenyuk I.I.: Aspekty informacionnogo obespecheniya obuchayuschihsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Elektronnyy resurs] / O.V. Fedorov, L.G. Efremov, I.I. Grebenyuk // Vestnik ChGU. 2012. №3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-informatsionnogo-obespecheniya-obuchayuschihsya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah (data obrascheniya: 29.04.2018).

11. Frensis S. Spasaya mir: rol' bibliotek i bibliotekarey v sohranenii i propagande kul'turnogo naslediya (perevod O. A. Zheravinoy) / S. Frensis [Elektronnyy resurs] // Vestn. Tom.gos. un-ta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. 2012. №4 (8). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spasaya-mir-rol-bibliotek-i-bibliotekarey-v-sohranenii-i-propagande-kulturnogo-naslediya-perevod-o-a-zheravinoy (data obrascheniya: 25.04.2018).

12. Hafizov D.M., Smolina S.G. Nauchnaya biblioteka vuza kak kul'turno-prosvetitel'skiy centr [Elektronnyy resurs] / D.M. Hafizov, S.G. Smolina. - URL:// Bibliosfera. 2017. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-biblioteka-vuza-kak-kulturno-prosvetitelskiy-tsentr (data obrascheniya: 25.04.2018).

13. Shrayberg Ya.L. Elektronnaya informaciya, biblioteki i obschestvo: chto nam zhdat' ot novogo desyatiletiya informacionnogo veka? [Elektronnyy resurs]: Ezhegodnyy doklad Konferencii «Krym»..God 2011. - S.30. - URL: http://gpntb.ru(data obrascheniya: 25.04.2018).

14. Rossiyskoe obrazovanie. Federal'nyy portal. [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.edu.ru/vuz/

15. Nacional'naya elektronnaya biblioteka [Elektronnyy resurs] // URL:

16. Elektronnaya biblioteka KiberLeninka [ Elektronnyy resurs] // URL: https://cyberleninka.ru/

17. Nauchnaya elektronnaya biblioteka [Elektronnyy resurs] // URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp/

18. Nacional'naya podpiska na Web of Science - [Elektronnyy resurs] // URL: http://fano.gov.ru/common/upload/library/2017/04/main/Publication_faq.pdf

19. Elektronno-bibliotechnaya sistema Znanium.com [Elektronnyy resurs] // URL: http://znanium.com/

20. Polnotekstovaya baza dannyh ScienceDirect [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.elsevierscience.ru/products/scopus/

21. Hindawi Publishing Corporation [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.hindawi.com/

22. Scopus [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.scopus.com/

23. Springer Open [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.springeropen.com/ http://www.neb.rf/

Login or Create
* Forgot password?