АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных экономических условиях, когда динамика изменения ситуации резко возрастает, для подрастающего поколения все большую актуальность обретает процесс формирования экономической самостоятельности, неразрывно связанный, по нашему мнению, с формированием предпринимательских компетенций. У каждого города, региона, да и государства в целом, растет потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть заметную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Анализ влияния семьи на формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций – свидетельствует о том, насколько это важный и серьезный ресурс и инструмент. Однако эффективность этого инструмента далека от необходимого уровня. Родителей сегодняшних студентов тоже никто не учил финансовой грамотности, экономической самостоятельности и они используют те же, утратившие актуальность, технологии и экономические инструменты, что и их родители. Сегодня социально-экономические условия совершенно иные, чем были десять, двадцать и более лет назад. В своем исследовании мы изучили характер влияния семьи на формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студенческой молодежи и предложили рекомендации по повышению эффективности данного процесса.

Ключевые слова:
вуз, семья, экономическая самостоятельность, предпринимательские компетенции, студент.
Текст

Семья – это то место, где ребенок получает основные представления о жизни. Именно родители учат, как правильно себя вести, что хорошо, а что плохо, помогают в трудных ситуациях, дают советы.

Так же старшее поколение оказывает непосредственное влияние на ребенка, когда он сталкивается с проблемой выбора профессии. Одни дети идут по стопам родителей, так создаются трудовые династии. Другие – хотят проявить себя в чем-то другом, в новом для своей семьи направлении. Но и в первом и во втором случаях ребенок нуждается в поддержке родителей: эмоциональной, материальной, информационной и т.д. Поэтому с уверенностью можно сказать, что влияние семьи является одним из важных факторов конкурентоспособности студента.

Под личной конкурентоспособностью студента понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себя, к моменту завершения обучения в вузе, гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения по служебной лестнице.

Нами было проведено исследование на тему «Формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студента», в рамках которого было выделено 3 фактора, влияющих на экономическое развитие студента: семья, ВУЗ, сами учащиеся. Помимо прямого воздействия на обучающихся, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Поэтому для достижения наилучшего эффекта должны воздействовать на студента комплексно.

Инструментом исследования выступила специально разработанная анкета, которую заполняли родители студентов 1 курса Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

На первый вопрос «Обеспечиваете ли Вы своего ребенка материально?» 67% родителей ответили «да, полностью», 33% – «да, частично» (рис. 1.). Из этого можно сделать вывод, что 33% студентов 1 курса имеют дополнительный заработок и уже частично материально независимы от родителей. Это неплохой показатель их экономической самостоятельности. Причем на частичном обеспечении находятся 25% девочек и 43% мальчиков. Таким образом, мальчики уже с первого курса больше стремятся к самостоятельному получению заработка. Но на вопрос «К чему Ваш ребенок имеет большую склонность в настоящее время?» только 20% родителей ответили «к трудовой деятельности (ищет работу / работает по специальности) и это 25% девочек. Мальчики же, по мнению родителей, склонны к учебной деятельности (86%) и творческой деятельности (14%). Следовательно, либо родители недооценивают мальчиков, либо мальчики преувеличивают степень своей самостоятельности. Но очевидно отсутствие диалога.

Рис. 1. Материальное обеспечение студентов

Следующий блок вопросов был связан с трудовой деятельностью самих родителей. 80% из них являются наемными работниками, предпринимательской деятельностью занимаются только 13%. При этом большинство родителей (47%) получили только среднее профессиональное образование, высшее лишь у 33% опрошенных. Это наталкивает на мысль, что большая часть студентов не получила первичных представлений об обучении в ВУЗе от родителей, ведь последние не обучались в нем (рис. 2).

Рис. 2. Образование родителей

Далее мы изучили взаимодействие студентов со своими родителями по вопросам профессионального развития. Судя по результатам ответа на первый вопрос блока, большая часть  (60%) родителей делится своим профессиональным опытом со своим ребенком. Можно сделать вывод, что дети таких родителей уже имеют представления о том, как трудиться и, возможно, имеют полезные связи, которые пригодятся им в будущем. Последнюю мысль подтверждают положительные ответы (74%) старшего поколения на вопрос «Делитесь ли Вы своими деловыми контактами  со студентом?». Причем результаты примерно равны между родителями девочек (75%) и мальчиков (71%).

Необходимо также поговорить о стремлении родителей подталкивать ребенка к самостоятельному получению прибыли. Первый вопрос в этом блоке ориентирован на выявление готовности старшего поколения финансировать дополнительные курсы для увеличения профессиональной компетенции студентов. 60% родителей готовы к полной оплате, 20% – частичной, 20% – испытали затруднение при ответе на поставленный вопрос. Причем на полную оплату курсов в большей части согласны родители девочек (50%), среди родителей мальчиков лишь 42%. Немаловажным является вопрос  «Обучаете ли Вы своего ребенка основам финансовой грамотности (как правильно зарабатывать и тратить деньги)?». 80% родителей обучают, 20% – испытали трудности при ответе. 100% девочек получают информацию о корректном расходовании средств именно дома, из мальчиков этой способности обучены 57%. Последний вопрос в этом блоке «Способствуете ли Вы тому, чтобы  Ваш ребенок обеспечивал себя сам?». Положительно ответили всего 40% родителей, 54% – не помогают, 6% – затрудняются ответить. Это не очень хороший результат, так как родители со своим опытом  и возможностями могли бы помогать своим детям в трудоустройстве, хотя бы советом, а лучше деятельным участием, но без излишней опеки.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что родители играют важную роль в профессиональном становлении студентов. Своим профессиональным и жизненным опытом, своими знаниями, умениями и контактами они могут помочь своим детям в получении трудового опыта. Многие студенты 1 курса (20%) уже стремятся к трудовой деятельности и возможно имеют собственный заработок. Родители должны осознавать, что их дети живут в период конкуренции и должны уже сейчас работать над получением профессионального опыта, чтобы в будущем иметь возможность перспективного трудоустройства.

В качестве итогов исследования можно предложить рекомендации родителям  всех студентов:

1. Делиться личным опытом. Родители должны чаще общаться со своим ребенком, так как передача опыта зачастую осуществляется в определенных ситуациях, которые должны быть известны родителям ребенка.

2. Оказывать воздействие на мышление студента. Подбирать  ребенку литературу, познавательные фильмы и передачи. Учить ребенка мыслить, развивать логическое, аналитическое мышление.

3. Делиться деловыми контактами. Делиться деловыми контактами – это не означает, что нужно передать номер или адрес влиятельных людей. При возможности познакомить друг друга, устроить беседу, создать для своего ребенка полезный ему круг общения.

4. Устраивать своего ребенка на производственные и другого рода практики. Родители могут определить своего ребенка на практику в свою организацию или предприятие знакомых, с целью обеспечить его тем уровнем знаний, которые пригодятся ему уже непосредственно в реальной работе.

5. Содействовать трудоустройству. Если ребенок ищет работу – помочь ему. Предоставить ему возможность сделать это самому, а тем временем так же подбирать варианты, оперируя своим опытом и деловыми связями. В конечном итоге, выбирать вместе с ним тот вариант, который больше всего ему подходит.

6. Объяснять как зарабатываются деньги. Это поможет студентам четко осознавать, что материальные средства во взрослом мире получают трудом и знаниями.

7. Поощрять идеи детей. Если студенты хотят реализовать какой-либо проект, то поддержка со стороны близких людей является наиболее важной, поэтому родители должны помогать не только материально, но и морально.

Результат от применения данных рекомендаций будет только в том случае, если они будут использоваться комплексно и с учетом личной свободы студента.

Список литературы

1. Кондрашова И.А. Развитие экономической самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / И.А. Кондрашова // Материалы третьей международной научно-практической конференции. - 2009.

2. Резник, С.Д. Введение в менеджмент [Текст]: учебное пособие. 2-е изд., доп. / С.Д. Резник, И.А. Игошина // Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 416 с.

3. Резник, С.Д. Основы личной конкурентоспособности [Текст] / С.Д. Рез¬ник, А.А. Сочилова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 251с.

4. Черницов А.Е. Перспективы развития молодежного предпринимательства в России: реальность или утопия? [Текст] / А.Е. Черницов // Друкеровский вестник. - 2016. - №2 (10). - С. 205-212.

5. Черницов, А.Е. Управление процессом формирования предпринимательских компетенций студентов в региональном вузе [Текст] / А.Е. Черницов, М.В. Светалкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. - С. 89-96.

Войти или Создать
* Забыли пароль?