ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE FORMATION OF ECONOMIC INDEPENDENCE AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF THE MODERN STUDENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the current economic conditions, when the dynamics of the situation change sharply increases, the process of forming economic independence, which is inextricably linked, in our opinion, with the formation of entrepreneurial competencies, is gaining more and more urgency for the younger generation. Each city, region, and the state as a whole, there is a growing need for a new generation of young entrepreneurs capable of playing a significant role in the economy, business and society as a whole. Analysis of the influence of the family on the formation of economic independence and entrepreneurial competencies - shows how important this is an important and serious resource and tool. However, the effectiveness of this tool is far from the required level. Parents of today's students, too, no one taught financial literacy, economic independence, and they use the same technology that has lost relevance, and economic instruments, as their parents. Today, the socio-economic conditions are completely different than there were ten. twenty or more years ago. In our study, we studied the nature of the family's influence on the formation of economic independence and the entrepreneurial competencies of student youth and suggested recommendations for improving the effectiveness of this process.

Keywords:
university, family, economic independence, entrepreneurial competencies, student.
Text

Семья – это то место, где ребенок получает основные представления о жизни. Именно родители учат, как правильно себя вести, что хорошо, а что плохо, помогают в трудных ситуациях, дают советы.

Так же старшее поколение оказывает непосредственное влияние на ребенка, когда он сталкивается с проблемой выбора профессии. Одни дети идут по стопам родителей, так создаются трудовые династии. Другие – хотят проявить себя в чем-то другом, в новом для своей семьи направлении. Но и в первом и во втором случаях ребенок нуждается в поддержке родителей: эмоциональной, материальной, информационной и т.д. Поэтому с уверенностью можно сказать, что влияние семьи является одним из важных факторов конкурентоспособности студента.

Под личной конкурентоспособностью студента понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себя, к моменту завершения обучения в вузе, гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения по служебной лестнице.

Нами было проведено исследование на тему «Формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студента», в рамках которого было выделено 3 фактора, влияющих на экономическое развитие студента: семья, ВУЗ, сами учащиеся. Помимо прямого воздействия на обучающихся, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Поэтому для достижения наилучшего эффекта должны воздействовать на студента комплексно.

Инструментом исследования выступила специально разработанная анкета, которую заполняли родители студентов 1 курса Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

На первый вопрос «Обеспечиваете ли Вы своего ребенка материально?» 67% родителей ответили «да, полностью», 33% – «да, частично» (рис. 1.). Из этого можно сделать вывод, что 33% студентов 1 курса имеют дополнительный заработок и уже частично материально независимы от родителей. Это неплохой показатель их экономической самостоятельности. Причем на частичном обеспечении находятся 25% девочек и 43% мальчиков. Таким образом, мальчики уже с первого курса больше стремятся к самостоятельному получению заработка. Но на вопрос «К чему Ваш ребенок имеет большую склонность в настоящее время?» только 20% родителей ответили «к трудовой деятельности (ищет работу / работает по специальности) и это 25% девочек. Мальчики же, по мнению родителей, склонны к учебной деятельности (86%) и творческой деятельности (14%). Следовательно, либо родители недооценивают мальчиков, либо мальчики преувеличивают степень своей самостоятельности. Но очевидно отсутствие диалога.

Рис. 1. Материальное обеспечение студентов

Следующий блок вопросов был связан с трудовой деятельностью самих родителей. 80% из них являются наемными работниками, предпринимательской деятельностью занимаются только 13%. При этом большинство родителей (47%) получили только среднее профессиональное образование, высшее лишь у 33% опрошенных. Это наталкивает на мысль, что большая часть студентов не получила первичных представлений об обучении в ВУЗе от родителей, ведь последние не обучались в нем (рис. 2).

Рис. 2. Образование родителей

Далее мы изучили взаимодействие студентов со своими родителями по вопросам профессионального развития. Судя по результатам ответа на первый вопрос блока, большая часть  (60%) родителей делится своим профессиональным опытом со своим ребенком. Можно сделать вывод, что дети таких родителей уже имеют представления о том, как трудиться и, возможно, имеют полезные связи, которые пригодятся им в будущем. Последнюю мысль подтверждают положительные ответы (74%) старшего поколения на вопрос «Делитесь ли Вы своими деловыми контактами  со студентом?». Причем результаты примерно равны между родителями девочек (75%) и мальчиков (71%).

Необходимо также поговорить о стремлении родителей подталкивать ребенка к самостоятельному получению прибыли. Первый вопрос в этом блоке ориентирован на выявление готовности старшего поколения финансировать дополнительные курсы для увеличения профессиональной компетенции студентов. 60% родителей готовы к полной оплате, 20% – частичной, 20% – испытали затруднение при ответе на поставленный вопрос. Причем на полную оплату курсов в большей части согласны родители девочек (50%), среди родителей мальчиков лишь 42%. Немаловажным является вопрос  «Обучаете ли Вы своего ребенка основам финансовой грамотности (как правильно зарабатывать и тратить деньги)?». 80% родителей обучают, 20% – испытали трудности при ответе. 100% девочек получают информацию о корректном расходовании средств именно дома, из мальчиков этой способности обучены 57%. Последний вопрос в этом блоке «Способствуете ли Вы тому, чтобы  Ваш ребенок обеспечивал себя сам?». Положительно ответили всего 40% родителей, 54% – не помогают, 6% – затрудняются ответить. Это не очень хороший результат, так как родители со своим опытом  и возможностями могли бы помогать своим детям в трудоустройстве, хотя бы советом, а лучше деятельным участием, но без излишней опеки.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что родители играют важную роль в профессиональном становлении студентов. Своим профессиональным и жизненным опытом, своими знаниями, умениями и контактами они могут помочь своим детям в получении трудового опыта. Многие студенты 1 курса (20%) уже стремятся к трудовой деятельности и возможно имеют собственный заработок. Родители должны осознавать, что их дети живут в период конкуренции и должны уже сейчас работать над получением профессионального опыта, чтобы в будущем иметь возможность перспективного трудоустройства.

В качестве итогов исследования можно предложить рекомендации родителям  всех студентов:

1. Делиться личным опытом. Родители должны чаще общаться со своим ребенком, так как передача опыта зачастую осуществляется в определенных ситуациях, которые должны быть известны родителям ребенка.

2. Оказывать воздействие на мышление студента. Подбирать  ребенку литературу, познавательные фильмы и передачи. Учить ребенка мыслить, развивать логическое, аналитическое мышление.

3. Делиться деловыми контактами. Делиться деловыми контактами – это не означает, что нужно передать номер или адрес влиятельных людей. При возможности познакомить друг друга, устроить беседу, создать для своего ребенка полезный ему круг общения.

4. Устраивать своего ребенка на производственные и другого рода практики. Родители могут определить своего ребенка на практику в свою организацию или предприятие знакомых, с целью обеспечить его тем уровнем знаний, которые пригодятся ему уже непосредственно в реальной работе.

5. Содействовать трудоустройству. Если ребенок ищет работу – помочь ему. Предоставить ему возможность сделать это самому, а тем временем так же подбирать варианты, оперируя своим опытом и деловыми связями. В конечном итоге, выбирать вместе с ним тот вариант, который больше всего ему подходит.

6. Объяснять как зарабатываются деньги. Это поможет студентам четко осознавать, что материальные средства во взрослом мире получают трудом и знаниями.

7. Поощрять идеи детей. Если студенты хотят реализовать какой-либо проект, то поддержка со стороны близких людей является наиболее важной, поэтому родители должны помогать не только материально, но и морально.

Результат от применения данных рекомендаций будет только в том случае, если они будут использоваться комплексно и с учетом личной свободы студента.

References

1. Kondrashova I.A. Razvitie ekonomicheskoy samostoyatel'nosti uchascheysya molodezhi [Tekst] / I.A. Kondrashova // Materialy tret'ey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2009.

2. Reznik, S.D. Vvedenie v menedzhment [Tekst]: uchebnoe posobie. 2-e izd., dop. / S.D. Reznik, I.A. Igoshina // Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2015. - 416 s.

3. Reznik, S.D. Osnovy lichnoy konkurentosposobnosti [Tekst] / S.D. Rez¬nik, A.A. Sochilova. - M.: INFRA-M, 2010. - 251s.

4. Chernicov A.E. Perspektivy razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v Rossii: real'nost' ili utopiya? [Tekst] / A.E. Chernicov // Drukerovskiy vestnik. - 2016. - №2 (10). - S. 205-212.

5. Chernicov, A.E. Upravlenie processom formirovaniya predprinimatel'skih kompetenciy studentov v regional'nom vuze [Tekst] / A.E. Chernicov, M.V. Svetalkina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - №1-1. - S. 89-96.

Login or Create
* Forgot password?