ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ЕС – РФ: СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы основные тенденции во внешней торговле и перемещении инвестиций между странами – членами Европейского союза и Российской Федерацией в непростых условиях турбулентности в торгово-экономических отношениях между ЕС и РФ.

Ключевые слова:
Европейский союз (ЕС), страны ЦВЕ, новые страны – члены ЕС, Российская Федерация, внешняя торговля, украинский кризис, санкции.
Текст

 

Среди приоритетов Российской Федерации в сферах геополитики и, соответственно, геоэкономики, европейский вектор занимал центральное место на протяжении длительного периода истории. Это обусловливалось не только традиционной цивилизационной и культурной близостью России с народами Европы, но и тесными торговыми, инвестиционными и научно-техническими связями между ними. [1]

Проявившаяся к настоящему времени незавершенность процессов европейской интеграции, заметная роль Североатлантического альянса (НАТО) в европейской политике, череда кризисов так называемой государственной идентичности (Каталония, Шотландия и др.), а также Brexit (Великобритания после референдума 2016 г. покидает Европейский союз) выступили существенными факторами, осложняющими пока возможность конструктивного участия РФ в процессах экономической интеграции в регионе на партнерских началах.

Можно отметить, что корректировка линии внешнеторгового регулирования в России в сторону политики импортозамещения в рамках комплексного обеспечения экономической безопасности страны произошло в 2014 г. в результате введения рядом западных стран, включая ЕС, антироссийских экономических санкций и ответных контрсанкций РФ, а также значительных колебаний валютных курсов.

Как показывает анализ современных особенностей внешнеторговых отношений Российской Федерации и Европейского союза, одним из ключевых показателей для оценки эффективности таких контактов может быть долевое участие стран – членов Евросоюза в российской внешней торговле.

После начала применения санкций во взаимном обмене наиболее показательно снижение доли экспорта и импорта в Российскую Федерацию для Германии, Франции, Великобритании, Швеции и  Финляндии, то есть «старых» стран – членов Европейского союза. Тем не менее, подобные тенденции также прослеживаются для Польши, Болгарии, Венгрии, Литвы и Кипра. Для прочих новых стран – членов ЕС в целом характерно незначительное изменение доли экспорта и импорта с РФ.[2] Наибольшее усиление экономических позиций на российском рынке по отношению к остальным странам ЕС характерно для Италии и Нидерландов.

Анализ участия стран – членов Европейского союза в российской внешней торговле позволяет сделать вывод о переориентации новых стран – членов ЕС с российского на внутриевропейский товарный рынок, а также о постепенном снижении исторически сложившегося торгового влияния Российской Федерации в Восточной Европе.

Помимо товарного обмена во взаимных контактах РФ – ЕС довольно заметны встречные потоки прямого инвестирования.

Если рассматривать прямые инвестиции Российской Федерации в экономику стран – членов Европейского союза, можно отметить высокие показатели Кипра, обусловленные реинвестициями российского бизнеса через оффшорные механизмы (поэтому они не являются показательными для исследования). При инвестировании российского бизнеса в экономику новых стран – членов ЕС заметно снижение российской инвестиционной активности к 2014 г. Это характерно для следующих стран: Болгария, Венгрия, Литва, Румыния, Чехия. Напротив, рост инвестиций в экономику характерен для таких стран, как: Польша, Эстония, Латвия, Словакия, Словения, Хорватия.

Анализ прямых инвестиций стран – членов Европейского союза в экономику Российской Федерации показывает заметное понижение их инвестиционной активности в РФ к 2015 г. Оно касалось следующих стран: Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.  Рост инвестиций в экономику России характерен для таких стран, как Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия.

Следует отметить, что выявленные противоречивые тенденции развития внешней торговли и перемещения прямых инвестиций в непростых условиях, нараставшей с 2014 г., общей внешнеполитической нестабильности, актуализируют разработку системы практических рекомендаций по минимизации негативных для российской внешней торговли последствий расширения европейской интеграции.

Основные стратегические приоритеты Российской Федерации, сформированные во взаимодействии с Европейским союзом (начиная с 1990-х годов), можно систематизировать в рамках трех стратегических блоков:

            1.  Безопасность, блок ориентирован на создание общей для России и Европы системы коллективной безопасности, основанной на равных принципах участия.

            2.  Экономика, блок стратегических приоритетов ориентирован на использование экономического потенциала и инновационных технологий (как производственных, так и управленческих), а также на создание условий дальнейшего развития социально ориентированной рыночной экономики в РФ.

3. Развитие демократических институтов, блок приоритетов сориентирован на дальнейшее формирование в Российской Федерации правового демократического государства на основе общеевропейских ценностей.

            Следует иметь в виду, что обострение во внешнеполитической сфере отношений России и Евросоюза, обусловленное политическим кризисом на Украине и возвращением Крыма в состав РФ, существенно затруднило реализацию данных приоритетов и обусловило риски дальнейшего расширения Европейского союза для внешней торговли Российской Федерации. Сложность внешнеполитической обстановки усугубляется наличием внутрироссийских барьеров повышения внешней конкурентоспособности отечественных производителей.

Не вызывает сомнений необходимость проведения методологически грамотной комплексной политики по повышению конкурентоспособности российской продукции и  импортозамещению в современных условиях.

Актуальность минимизации негативных для российской внешней торговли последствий (количественного) расширения европейской интеграции подтверждается долей импорта в наиболее приоритетных сферах промышленности. Действительно, к отраслям отечественной промышленности,  находящимся под угрозой последствий расширения Европейского союза, можно отнести следующие: медицинская промышленность и фармацевтическое производство (доля импорта на российском рынке составляет около 70–80%); тяжелое машиностроение и станкостроение (доля импорта на российском рынке составляет около 80–90%);  радиоэлектроника и бытовая техника (доля импорта на российском рынке составляет около 80–90%); легкая промышленность (доля импорта на российском рынке составляет около 70–90%) [27; 33–34].

Из стран Европейского союза в Российскую Федерацию поставляются, в основном, машины и оборудование (48% в общей структуре импорта), продукция химической промышленности (16%  в общей структуре импорта), продукты питания и сырье для их производства (14% в общей структуре импорта). В продукции сельскохозяйственного производства наибольшая доля импортных товаров наблюдается в следующих группах продуктов питания: фрукты (доля импорта превышает 48%), мясо и сыр (доля импорта превышает 55%), масло растительное, сахар (доля импорта превышает 30%), молоко (доля импорта превышает 12%).

Россия  для  ЕС  является  крупным поставщиком нефти, газа, угля и удовлетворяет на 30% потребности блока в нефти и природном газе, на 25% – в  угле и нефтепродуктах [27; 28].

Целесообразно отметить, что 2017 г. оказался особым в санкционный период. Впервые с начала применения ЕС антироссийских санкций и ответных мер со стороны РФ взаимный товарооборот между ними показал довольно высокие темпы роста по стоимости. Так, в 2017 г. совокупные его объемы повысились на 22,9% (по экспорту России – на 22,1%, по импорту РФ из ЕС – на 24,4%) (см.: [27; 47; 48]).

Актуальность разработки системы практических рекомендаций по минимизации негативных для российской внешней торговли последствий расширения европейской интеграции обусловлена следующими факторами: (1) сохранение низкого уровня развития институциональной среды реализации государственной торговой политики для большинства отраслей отечественной экономики, обусловленное тем, что институты развития во многом создаются с целью освоения федерального финансирования и привлечения кредитных ресурсов под реализацию приоритетных для местных элит инвестиционных проектов; (2) сохранение стремления бизнес-сообщества к использованию теневых механизмов с целью извлечения прибыли в краткосрочном периоде и выводе капитала за рубеж, а также использовании механизмов занижения фактической налогооблагаемой базы и т.д.; (3) недостаточная для глобальной конкурентоспособности результативность процессов трансфера передовых технологий (как производственных, так и управленческих), обусловленная невысоким уровнем развития долгосрочных партнерских связей между научно-образовательными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики; (4) отсутствие стратегической согласованности между внешнеторговыми целями органов государственной власти и долгосрочными интересами крупных предприятий,  нуждающихся в масштабной модернизации производственных мощностей  для получения необходимого результата от внешнеэкономической деятельности; (5) недостаточно гибкая система поддержки отечественного производства с целью формирования на территории благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых инвестиций из европейских стран; (6) недостаточное привлечение внешних экспертов к оценке перспектив реализации государственных инвестиционных проектов с точки зрения приоритетов отраслевого и регионального развития Российской Федерации (здесь и далее: [36; 41]).

В процессе исследования перспектив расширения Европейского союза для внешней торговли Российской Федерации должны быть конкретизированы основные функции государственного регулирования внешнеторговых процессов с точки зрения экономической безопасности страны и реализации политики импортозамещения.

В современных условиях развития интеграционных процессов можно  выделить следующие функции системы регулирования внешней торговли в интересах социально-экономического развития РФ: (1) оптимизация торговых потоков и перемещения инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках промышленной продукции. Внешнеторговая активность российского бизнеса в данной сфере является основой формирования циклических цепочек экономических связей и отношений, регулирующих отношения в воспроизводственном процессе на национальном и региональном уровнях; (2) создание в рамках национальной экономики точек мультипликативного роста доходов в условиях глобальной конкуренции; (3) оптимизация отраслевой структуры национальной экономической системы в изменившихся внешнеторговых условиях. Смещение в пропорциях промышленного сектора страны с целью его соответствия требованиям европейского рынка требует масштабной государственной поддержки в интересах ее инновационного развития. Отметим, что торговые и финансовые потоки (по своей природе) концентрируются преимущественно в наиболее рентабельных и перспективных секторах экономической системы; (4) реструктуризация основных финансовых фондов поддержки структурного и отраслевого развития в рамках государственной политики модернизации экономической системы. Инвестиции в реальный сектор экономики способствуют обновлению производственных мощностей и финансовому оздоровлению российских промышленных предприятий, обусловленных дальнейшей интеграцией России в мировую экономическую систему; (5) смещение вектора развития национальной экономики в сторону инновационного типа хозяйствования. Значимость функции обусловлена необходимостью перемещения инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные производства, коммерциализирующие основные результаты эффективной научно-технической и инновационной деятельности.     

            Практическим итогом реализации подобных программ может стать совершенствование системы российской внешней торговли, что позволит добиться расширения в перспективе ее возможностей в плане создания соответствующих условий для обеспечения устойчивого экономического развития России. Необходима оптимизация внешнеторговой деятельности РФ в условиях расширения интеграции российской экономики в евразийскую экономическую систему и совершенствование механизма  повышения внешнеэкономической конкурентоспособности Российской Федерации в рамках современных интеграционных процессов.

 

[1] Подробнее см.: [1–10; 14–17; 20–24; 25–31; 32–36; 41].

[2] В статье используется, ставшее традиционным, разделение стран – членов Европейского союза на так называемых «старых» и «новых» участников группировки. К  новым странам – членам Евросоюза относят 13 государств Центральной, Восточной и Южной Европы, присоединившихся к нему в 2004–2013 гг. В основном речь идет о бывших республиках СССР (страны Балтии), странах – участницах советского блока (Польша, Венгрия, Чехия и др.). [11–13; 18–19; 37–40; 42–46]

 

Список литературы

1. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 году: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. 2018. № 5. С. 77-84.

2. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 году: разворот на взлет // Власть. 2018. № 3. С. 38-46.

3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи» // Власть. 2017. № 10. С. 105-111.

4. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г. // Власть. 2017. № 5. С. 91-97.

5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.) // Международная экономика. 2017. № 4. С. 59-74.

6. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. // Власть. 2017. № 3. С. 94-105.

7. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 2 (10). С. 91-107.

8. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период // Власть. 2016. № 12. С. 32-39.

9. Гладков И.С. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. // Власть. 2016. № 4. С. 52-61.

10. Гладков И.С. Россия в системе мировой и региональной товарной торговли: тенденции и новейшие сдвиги (2001-2015 гг.) // Международная торговля и торговая политика. 2016. № 2 (6). С. 60-73.

11. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли // Современная Европа. 2016. № 1 (67). С. 85-94.

12. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов // Международная экономика. 2015. № 11-12. С. 37-50.

13. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского Союза в XXI в. // Власть. 2015. № 9. С. 53-57.

14. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги // Международная жизнь. 2015. № 5. С. 112-130.

15. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.) // Власть. 2015. № 4. С. 48-52.

16. Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации // Власть. 2013. № 5. С. 014-018.

17. Гладков И.С. Внешняя торговля России: ретроспективный анализ и современность. Институт Европы РАН; Под редакцией Федорова В.П., Ананьевой Е.В.. Москва, 2012. 84 с. Сер. 282 Доклады Института Европы

18. Гладков И.С. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером) // Власть. 2012. № 7. С. 139-143.

19. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования) // Власть. 2011. № 9. С. 160-165.

20. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Генезис российской промышленности // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34. С. 81-86.

21. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент»/2-е изд. -М.: Изд-во Бином. Лаборатория знаний. 2006. 215 с.

22. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. М., 2005. - 100 с. Сер. 161 Доклады Института Европы РАН

23. Гладков И.С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. -М.: Изд. компания КноРус, 2005. 438 с.

24. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. (Издание 3-е, переработанное и дополнен.). - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 296 с.

25. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М., 2000. 104 с.

26. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. - М.: ИМПЭ, 1996. 107 с.

27. Гладков И.С., Горбатенко Е.Ю. Внешнеторговые связи новых стран-членов Европейского союза // Международная экономика. 2018. № 4. С. 27-45.

28. Гладков И.С., Дубовик М.В. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 95-98.

29. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: научное издание. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: ИЕ РАН; Проспект, 2016. 384 с.

30. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям. - М.: Издательство Бином. Лаб. знаний, 2007. 216 с.

31. Гладков И.С., Царев С.П. Мировое хозяйство: цифры и факты. - М.: Московский гос. университет им. М.В. Ломоносова, 1995. 78 с.

32. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций // Власть. - №09 (т.25). - 2017. - C. 44-47.

33. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля новых стран-членов ЕС в условиях расширений и сужения Европейского Союза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. Т. 2. №3. С. 134-138.

34. Горбатенко Е.Ю. Новые тенденции развития внешнеторговых связей внутри Европейского Союза // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 1(9). С. 70-79.

35. Горбатенко Е.Ю. Условия расширения европейской интеграции на современном этапе (методологический аспект) // Международная экономика. 2017. №1. С. 22-29.

36. Горбатенко Е.Ю. Трансформация внешнеторговых отношений Европейского Союза и Российской Федерации // Контуры будущего мировой экономики: сборник научных статей. 8 декабря 2016 г. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2017. - C. 182-185.

37. Горбатенко Е.Ю. Эволюционная динамика процесса формирования единого европейского экономического пространства // Экономика и предпринимательство. 2016. №6 (71) С. 184-187.

38. Горбатенко Е.Ю. Стратегия инновационного развития ЕС до 2020 года // Дискуссия. 2015. №3 (55). С. 20-25.

39. Горбатенко Е.Ю. Перспективы присоединения Балканского полуострова к ЕС на фоне внешнеэкономических интересов России // Экономика и предпринимательство. 2015. №3 (ч.2) (56-2). С. 33-37.

40. Горбатенко Е.Ю. Сербская дилемма: ЕС или Россия // Двадцать восьмые Международные Плехановские чтения, 10 февраля 2015 г.: сборник статей аспирантов. - 2015. - С. 281-282.

41. Горбатенко Е.Ю. Геополитические риски стран центральной и восточной в условиях напряженности между Россией и ЕС на фоне украинского кризиса // Геополитические риски современной мировой экономики: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания кафедры мировой экономики. 8 декабря 2014 г. - 2015 г. - С. 248-250.

42. Горбатенко Е.Ю. Вступление Хорватии в ЕС: начало евроинтеграции Западных Балкан // Двадцать седьмые Международные Плехановские чтения, 6 февраля 2014 г.: тезисы докладов аспирантов. 2014. С. 14-15.

43. Горбатенко Е.Ю. Глобальное научно-технологическое и инновацион-ное развитие Европейского союза в рамках программы «Горизонт 2020» // Международная научно-практическая конференция «Поиск глобальных идей мирового экономического развития: смена парадигмы» (27 ноября 2013). 2013. С. 96-97.

44. Горбатенко Е.Ю. Проблема суверенитета стран-членов Европейского союза // Двадцать шестые Международные Плехановские чтения, 18-21 февраля 2013 г.: тезисы докладов аспирантов. 2013. С.77-78.

45. Горбатенко Е.Ю. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационного предпринимательства на примере Германии // Международное предпринимательство в ХХI веке: Материалы международного студенческого научно-практического семинара (24 ноября 2011) . - 2011. - C. 122-123.

46. Горбатенко Е.Ю. EU foreign trade relations with Eastern neighbours: regulation and policy framework // Региональная интеграция на пространстве СНГ: сборник материалов научно-практической конференции, 2016. - С. 213-217.

47. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. - Wash.: IMF, 2018. - 282 p.

48. World Economic Outlook (WEO): Seeking Sustainable Growth. Short-Term Recovery, Long-Term Challenges. October 2017. - Wash.: IMF, 2017. - 284 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?