EXTERNAL ECONOMIC CONTACTS BETWEEN THE EU AND RF: MODERN DYNAMICS AND PROSPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the main trends in the foreign trade and the movement of investments between the member countries of the European Union and the Russian Federation in the difficult conditions of turbulence in trade and economic relations between the EU and Russia.

Keywords:
the European Union (EU), countries of Central and Eastern Europe, new member states of the EU, Russian Federation, foreign trade, Ukrainian crisis, sanctions.
Text

 

Среди приоритетов Российской Федерации в сферах геополитики и, соответственно, геоэкономики, европейский вектор занимал центральное место на протяжении длительного периода истории. Это обусловливалось не только традиционной цивилизационной и культурной близостью России с народами Европы, но и тесными торговыми, инвестиционными и научно-техническими связями между ними. [1]

Проявившаяся к настоящему времени незавершенность процессов европейской интеграции, заметная роль Североатлантического альянса (НАТО) в европейской политике, череда кризисов так называемой государственной идентичности (Каталония, Шотландия и др.), а также Brexit (Великобритания после референдума 2016 г. покидает Европейский союз) выступили существенными факторами, осложняющими пока возможность конструктивного участия РФ в процессах экономической интеграции в регионе на партнерских началах.

Можно отметить, что корректировка линии внешнеторгового регулирования в России в сторону политики импортозамещения в рамках комплексного обеспечения экономической безопасности страны произошло в 2014 г. в результате введения рядом западных стран, включая ЕС, антироссийских экономических санкций и ответных контрсанкций РФ, а также значительных колебаний валютных курсов.

Как показывает анализ современных особенностей внешнеторговых отношений Российской Федерации и Европейского союза, одним из ключевых показателей для оценки эффективности таких контактов может быть долевое участие стран – членов Евросоюза в российской внешней торговле.

После начала применения санкций во взаимном обмене наиболее показательно снижение доли экспорта и импорта в Российскую Федерацию для Германии, Франции, Великобритании, Швеции и  Финляндии, то есть «старых» стран – членов Европейского союза. Тем не менее, подобные тенденции также прослеживаются для Польши, Болгарии, Венгрии, Литвы и Кипра. Для прочих новых стран – членов ЕС в целом характерно незначительное изменение доли экспорта и импорта с РФ.[2] Наибольшее усиление экономических позиций на российском рынке по отношению к остальным странам ЕС характерно для Италии и Нидерландов.

Анализ участия стран – членов Европейского союза в российской внешней торговле позволяет сделать вывод о переориентации новых стран – членов ЕС с российского на внутриевропейский товарный рынок, а также о постепенном снижении исторически сложившегося торгового влияния Российской Федерации в Восточной Европе.

Помимо товарного обмена во взаимных контактах РФ – ЕС довольно заметны встречные потоки прямого инвестирования.

Если рассматривать прямые инвестиции Российской Федерации в экономику стран – членов Европейского союза, можно отметить высокие показатели Кипра, обусловленные реинвестициями российского бизнеса через оффшорные механизмы (поэтому они не являются показательными для исследования). При инвестировании российского бизнеса в экономику новых стран – членов ЕС заметно снижение российской инвестиционной активности к 2014 г. Это характерно для следующих стран: Болгария, Венгрия, Литва, Румыния, Чехия. Напротив, рост инвестиций в экономику характерен для таких стран, как: Польша, Эстония, Латвия, Словакия, Словения, Хорватия.

Анализ прямых инвестиций стран – членов Европейского союза в экономику Российской Федерации показывает заметное понижение их инвестиционной активности в РФ к 2015 г. Оно касалось следующих стран: Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.  Рост инвестиций в экономику России характерен для таких стран, как Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия.

Следует отметить, что выявленные противоречивые тенденции развития внешней торговли и перемещения прямых инвестиций в непростых условиях, нараставшей с 2014 г., общей внешнеполитической нестабильности, актуализируют разработку системы практических рекомендаций по минимизации негативных для российской внешней торговли последствий расширения европейской интеграции.

Основные стратегические приоритеты Российской Федерации, сформированные во взаимодействии с Европейским союзом (начиная с 1990-х годов), можно систематизировать в рамках трех стратегических блоков:

            1.  Безопасность, блок ориентирован на создание общей для России и Европы системы коллективной безопасности, основанной на равных принципах участия.

            2.  Экономика, блок стратегических приоритетов ориентирован на использование экономического потенциала и инновационных технологий (как производственных, так и управленческих), а также на создание условий дальнейшего развития социально ориентированной рыночной экономики в РФ.

3. Развитие демократических институтов, блок приоритетов сориентирован на дальнейшее формирование в Российской Федерации правового демократического государства на основе общеевропейских ценностей.

            Следует иметь в виду, что обострение во внешнеполитической сфере отношений России и Евросоюза, обусловленное политическим кризисом на Украине и возвращением Крыма в состав РФ, существенно затруднило реализацию данных приоритетов и обусловило риски дальнейшего расширения Европейского союза для внешней торговли Российской Федерации. Сложность внешнеполитической обстановки усугубляется наличием внутрироссийских барьеров повышения внешней конкурентоспособности отечественных производителей.

Не вызывает сомнений необходимость проведения методологически грамотной комплексной политики по повышению конкурентоспособности российской продукции и  импортозамещению в современных условиях.

Актуальность минимизации негативных для российской внешней торговли последствий (количественного) расширения европейской интеграции подтверждается долей импорта в наиболее приоритетных сферах промышленности. Действительно, к отраслям отечественной промышленности,  находящимся под угрозой последствий расширения Европейского союза, можно отнести следующие: медицинская промышленность и фармацевтическое производство (доля импорта на российском рынке составляет около 70–80%); тяжелое машиностроение и станкостроение (доля импорта на российском рынке составляет около 80–90%);  радиоэлектроника и бытовая техника (доля импорта на российском рынке составляет около 80–90%); легкая промышленность (доля импорта на российском рынке составляет около 70–90%) [27; 33–34].

Из стран Европейского союза в Российскую Федерацию поставляются, в основном, машины и оборудование (48% в общей структуре импорта), продукция химической промышленности (16%  в общей структуре импорта), продукты питания и сырье для их производства (14% в общей структуре импорта). В продукции сельскохозяйственного производства наибольшая доля импортных товаров наблюдается в следующих группах продуктов питания: фрукты (доля импорта превышает 48%), мясо и сыр (доля импорта превышает 55%), масло растительное, сахар (доля импорта превышает 30%), молоко (доля импорта превышает 12%).

Россия  для  ЕС  является  крупным поставщиком нефти, газа, угля и удовлетворяет на 30% потребности блока в нефти и природном газе, на 25% – в  угле и нефтепродуктах [27; 28].

Целесообразно отметить, что 2017 г. оказался особым в санкционный период. Впервые с начала применения ЕС антироссийских санкций и ответных мер со стороны РФ взаимный товарооборот между ними показал довольно высокие темпы роста по стоимости. Так, в 2017 г. совокупные его объемы повысились на 22,9% (по экспорту России – на 22,1%, по импорту РФ из ЕС – на 24,4%) (см.: [27; 47; 48]).

Актуальность разработки системы практических рекомендаций по минимизации негативных для российской внешней торговли последствий расширения европейской интеграции обусловлена следующими факторами: (1) сохранение низкого уровня развития институциональной среды реализации государственной торговой политики для большинства отраслей отечественной экономики, обусловленное тем, что институты развития во многом создаются с целью освоения федерального финансирования и привлечения кредитных ресурсов под реализацию приоритетных для местных элит инвестиционных проектов; (2) сохранение стремления бизнес-сообщества к использованию теневых механизмов с целью извлечения прибыли в краткосрочном периоде и выводе капитала за рубеж, а также использовании механизмов занижения фактической налогооблагаемой базы и т.д.; (3) недостаточная для глобальной конкурентоспособности результативность процессов трансфера передовых технологий (как производственных, так и управленческих), обусловленная невысоким уровнем развития долгосрочных партнерских связей между научно-образовательными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики; (4) отсутствие стратегической согласованности между внешнеторговыми целями органов государственной власти и долгосрочными интересами крупных предприятий,  нуждающихся в масштабной модернизации производственных мощностей  для получения необходимого результата от внешнеэкономической деятельности; (5) недостаточно гибкая система поддержки отечественного производства с целью формирования на территории благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых инвестиций из европейских стран; (6) недостаточное привлечение внешних экспертов к оценке перспектив реализации государственных инвестиционных проектов с точки зрения приоритетов отраслевого и регионального развития Российской Федерации (здесь и далее: [36; 41]).

В процессе исследования перспектив расширения Европейского союза для внешней торговли Российской Федерации должны быть конкретизированы основные функции государственного регулирования внешнеторговых процессов с точки зрения экономической безопасности страны и реализации политики импортозамещения.

В современных условиях развития интеграционных процессов можно  выделить следующие функции системы регулирования внешней торговли в интересах социально-экономического развития РФ: (1) оптимизация торговых потоков и перемещения инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках промышленной продукции. Внешнеторговая активность российского бизнеса в данной сфере является основой формирования циклических цепочек экономических связей и отношений, регулирующих отношения в воспроизводственном процессе на национальном и региональном уровнях; (2) создание в рамках национальной экономики точек мультипликативного роста доходов в условиях глобальной конкуренции; (3) оптимизация отраслевой структуры национальной экономической системы в изменившихся внешнеторговых условиях. Смещение в пропорциях промышленного сектора страны с целью его соответствия требованиям европейского рынка требует масштабной государственной поддержки в интересах ее инновационного развития. Отметим, что торговые и финансовые потоки (по своей природе) концентрируются преимущественно в наиболее рентабельных и перспективных секторах экономической системы; (4) реструктуризация основных финансовых фондов поддержки структурного и отраслевого развития в рамках государственной политики модернизации экономической системы. Инвестиции в реальный сектор экономики способствуют обновлению производственных мощностей и финансовому оздоровлению российских промышленных предприятий, обусловленных дальнейшей интеграцией России в мировую экономическую систему; (5) смещение вектора развития национальной экономики в сторону инновационного типа хозяйствования. Значимость функции обусловлена необходимостью перемещения инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные производства, коммерциализирующие основные результаты эффективной научно-технической и инновационной деятельности.     

            Практическим итогом реализации подобных программ может стать совершенствование системы российской внешней торговли, что позволит добиться расширения в перспективе ее возможностей в плане создания соответствующих условий для обеспечения устойчивого экономического развития России. Необходима оптимизация внешнеторговой деятельности РФ в условиях расширения интеграции российской экономики в евразийскую экономическую систему и совершенствование механизма  повышения внешнеэкономической конкурентоспособности Российской Федерации в рамках современных интеграционных процессов.

 

[1] Подробнее см.: [1–10; 14–17; 20–24; 25–31; 32–36; 41].

[2] В статье используется, ставшее традиционным, разделение стран – членов Европейского союза на так называемых «старых» и «новых» участников группировки. К  новым странам – членам Евросоюза относят 13 государств Центральной, Восточной и Южной Европы, присоединившихся к нему в 2004–2013 гг. В основном речь идет о бывших республиках СССР (страны Балтии), странах – участницах советского блока (Польша, Венгрия, Чехия и др.). [11–13; 18–19; 37–40; 42–46]

 

References

1. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 godu: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut // Vlast'. 2018. № 5. S. 77-84.

2. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 godu: razvorot na vzlet // Vlast'. 2018. № 3. S. 38-46.

3. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi» // Vlast'. 2017. № 10. S. 105-111.

4. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya: trendy i itogi 2016 g. // Vlast'. 2017. № 5. S. 91-97.

5. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza i Rossii: aktual'nye trendy (itogi 2016 g., zaglyadyvaya v 2017 g.) // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2017. № 4. S. 59-74.

6. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossiyskoy Federacii: trendy v sankcionnyy period i itogi 2016 g. // Vlast'. 2017. № 3. S. 94-105.

7. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017. № 2 (10). S. 91-107.

8. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES: trendy v sankcionnyy period // Vlast'. 2016. № 12. S. 32-39.

9. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi na postsovetskom prostranstve: tendencii XXI v. // Vlast'. 2016. № 4. S. 52-61.

10. Gladkov I.S. Rossiya v sisteme mirovoy i regional'noy tovarnoy torgovli: tendencii i noveyshie sdvigi (2001-2015 gg.) // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2016. № 2 (6). S. 60-73.

11. Gladkov I.S. Evropeyskiy soyuz v sisteme sovremennoy mezhdunarodnoy torgovli // Sovremennaya Evropa. 2016. № 1 (67). S. 85-94.

12. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo soyuza: trendy 2001-2014 godov // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2015. № 11-12. S. 37-50.

13. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza v XXI v. // Vlast'. 2015. № 9. S. 53-57.

14. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federacii i sankcii: predvaritel'nye itogi // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2015. № 5. S. 112-130.

15. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii v usloviyah sankcionnogo davleniya (2014 g.) // Vlast'. 2015. № 4. S. 48-52.

16. Gladkov I.S. K novomu etapu vo vzaimnoy torgovle Evropeyskogo soyuza i Rossiyskoy Federacii // Vlast'. 2013. № 5. S. 014-018.

17. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii: retrospektivnyy analiz i sovremennost'. Institut Evropy RAN; Pod redakciey Fedorova V.P., Anan'evoy E.V.. Moskva, 2012. 84 s. Ser. 282 Doklady Instituta Evropy

18. Gladkov I.S. XXI vek: novyy «triumvirat» v mezhdunarodnoy torgovle (v pogone za liderom) // Vlast'. 2012. № 7. S. 139-143.

19. Gladkov I.S. Mirovoy ekonomicheskiy krizis i mezhdunarodnaya torgovlya (opyt sravnitel'nogo issledovaniya) // Vlast'. 2011. № 9. S. 160-165.

20. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Genezis rossiyskoy promyshlennosti // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2008. № 34. S. 81-86.

21. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Menedzhment»/2-e izd. -M.: Izd-vo Binom. Laboratoriya znaniy. 2006. 215 s.

22. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii i Evrosoyuza v kontekste rasshireniya ES. M., 2005. - 100 s. Ser. 161 Doklady Instituta Evropy RAN

23. Gladkov I.S. Ekonomika: ekonomicheskaya teoriya, istoriya ekonomiki, mirovaya ekonomika, mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: integrirovannyy uchebnyy kurs. -M.: Izd. kompaniya KnoRus, 2005. 438 s.

24. Gladkov I.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: Uchebnoe posobie. (Izdanie 3-e, pererabotannoe i dopolnen.). - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2003. 296 s.

25. Gladkov I.S. Osobennosti ekonomicheskogo razvitiya novyh industrial'nyh stran (na primere stran Vostochnoy Azii). - M., 2000. 104 s.

26. Gladkov I.S. Ekonomika i mirohozyaystvennye svyazi promyshlenno razvityh i razvivayuschihsya stran. - M.: IMPE, 1996. 107 s.

27. Gladkov I.S., Gorbatenko E.Yu. Vneshnetorgovye svyazi novyh stran-chlenov Evropeyskogo soyuza // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2018. № 4. S. 27-45.

28. Gladkov I.S., Dubovik M.V. Aktual'nye trendy v ekonomike i vneshney torgovle ES na etape sankciy // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2018. T. 7. № 1 (22). S. 95-98.

29. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: nauchnoe izdanie. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. - M.: IE RAN; Prospekt, 2016. 384 s.

30. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy, obuchayuschihsya po napravleniyu «Ekonomika» i ekonomicheskim special'nostyam. - M.: Izdatel'stvo Binom. Lab. znaniy, 2007. 216 s.

31. Gladkov I.S., Carev S.P. Mirovoe hozyaystvo: cifry i fakty. - M.: Moskovskiy gos. universitet im. M.V. Lomonosova, 1995. 78 s.

32. Gorbatenko E.Yu. Vneshnyaya torgovlya Evrosoyuza i RF v period sankciy // Vlast'. - №09 (t.25). - 2017. - C. 44-47.

33. Gorbatenko E.Yu. Vneshnyaya torgovlya novyh stran-chlenov ES v usloviyah rasshireniy i suzheniya Evropeyskogo Soyuza // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. T. 2. №3. S. 134-138.

34. Gorbatenko E.Yu. Novye tendencii razvitiya vneshnetorgovyh svyazey vnutri Evropeyskogo Soyuza // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017. № 1(9). S. 70-79.

35. Gorbatenko E.Yu. Usloviya rasshireniya evropeyskoy integracii na sovremennom etape (metodologicheskiy aspekt) // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2017. №1. S. 22-29.

36. Gorbatenko E.Yu. Transformaciya vneshnetorgovyh otnosheniy Evropeyskogo Soyuza i Rossiyskoy Federacii // Kontury buduschego mirovoy ekonomiki: sbornik nauchnyh statey. 8 dekabrya 2016 g. - Moskva: FGBOU VO «REU im. G.V.Plehanova», 2017. - C. 182-185.

37. Gorbatenko E.Yu. Evolyucionnaya dinamika processa formirovaniya edinogo evropeyskogo ekonomicheskogo prostranstva // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. №6 (71) S. 184-187.

38. Gorbatenko E.Yu. Strategiya innovacionnogo razvitiya ES do 2020 goda // Diskussiya. 2015. №3 (55). S. 20-25.

39. Gorbatenko E.Yu. Perspektivy prisoedineniya Balkanskogo poluostrova k ES na fone vneshneekonomicheskih interesov Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. №3 (ch.2) (56-2). S. 33-37.

40. Gorbatenko E.Yu. Serbskaya dilemma: ES ili Rossiya // Dvadcat' vos'mye Mezhdunarodnye Plehanovskie chteniya, 10 fevralya 2015 g.: sbornik statey aspirantov. - 2015. - S. 281-282.

41. Gorbatenko E.Yu. Geopoliticheskie riski stran central'noy i vostochnoy v usloviyah napryazhennosti mezhdu Rossiey i ES na fone ukrainskogo krizisa // Geopoliticheskie riski sovremennoy mirovoy ekonomiki: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 30-letiyu sozdaniya kafedry mirovoy ekonomiki. 8 dekabrya 2014 g. - 2015 g. - S. 248-250.

42. Gorbatenko E.Yu. Vstuplenie Horvatii v ES: nachalo evrointegracii Zapadnyh Balkan // Dvadcat' sed'mye Mezhdunarodnye Plehanovskie chteniya, 6 fevralya 2014 g.: tezisy dokladov aspirantov. 2014. S. 14-15.

43. Gorbatenko E.Yu. Global'noe nauchno-tehnologicheskoe i innovacion-noe razvitie Evropeyskogo soyuza v ramkah programmy «Gorizont 2020» // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Poisk global'nyh idey mirovogo ekonomicheskogo razvitiya: smena paradigmy» (27 noyabrya 2013). 2013. S. 96-97.

44. Gorbatenko E.Yu. Problema suvereniteta stran-chlenov Evropeyskogo soyuza // Dvadcat' shestye Mezhdunarodnye Plehanovskie chteniya, 18-21 fevralya 2013 g.: tezisy dokladov aspirantov. 2013. S.77-78.

45. Gorbatenko E.Yu. Zarubezhnyy opyt gosudarstvennoy podderzhki innovacionnogo predprinimatel'stva na primere Germanii // Mezhdunarodnoe predprinimatel'stvo v HHI veke: Materialy mezhdunarodnogo studencheskogo nauchno-prakticheskogo seminara (24 noyabrya 2011) . - 2011. - C. 122-123.

46. Gorbatenko E.Yu. EU foreign trade relations with Eastern neighbours: regulation and policy framework // Regional'naya integraciya na prostranstve SNG: sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferencii, 2016. - S. 213-217.

47. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. - Wash.: IMF, 2018. - 282 p.

48. World Economic Outlook (WEO): Seeking Sustainable Growth. Short-Term Recovery, Long-Term Challenges. October 2017. - Wash.: IMF, 2017. - 284 p.

Login or Create
* Forgot password?