ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников как планируемого результата обучения. Обсуждается значение и необходимость развития у младших школьников общекультурной грамотности в качестве центральной составляющей социальной функциональной грамотности. Рассматривается совокупность умений, которые дают субъекту возможность ориентироваться в отдельных культурных явлениях, правильно воспринимать и интерпретировать авторский замысел различных художественных произведений, решать творческие задачи. На конкретных примерах описываются методы, приемы и формы организации обучения младших школьников, способствующие становлению и развитию у них элементов общекультурной функциональной грамотности.

Ключевые слова:
общекультурная грамотность; начальное обучение; содержание учебных предметов начальной школы; эмоциональное отношение к культуре; совокупность умений; творческие задания; формы организации.
Текст

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
«ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»


Напомним, что понятие «общекультурная функциональная грамотность младшего школьника» складывается из трех важнейших характеристик:
1) потребность в обогащении своих знаний, развитии художественных интересов;
2) способность проявлять эмоциональное отношение к различным сторонам культуры;
3) совокупность умений, определяющих возможность ориентироваться в явлениях культуры, интерпретировать художественно- эстетическую информацию и решать творческие задачи.

Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000. - 334 с.

2. Артёмов В.А. Речевой поступок. - М.: Просвещение, 2011. - 264 с.

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 290 с.

4. Блох М.Я. Строй диалогической речи. - М.: Прометей, 2009. - 160 с.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / под общ. ред. В.В. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

6. Глядиковская Е.С. Говорение как вид речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2009. - 173 с.

7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - 173 с.

8. Импровизация на занятиях в художественных кружках и студиях. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: методическое пособие / под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 76-87.

9. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2009. - 211 с.

11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: книга для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

12. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 441 с.

13. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 200 с.

14. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М.: Флинта; Наука, 1999. - 232 с.

15. Соловьёва А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. - 2005. - № 6. - С. 104-110.

16. Сопер П. Основы искусства речи / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992. - 416 с.

17. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. - 224 с.

18. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - С. 179-185.

Войти или Создать
* Забыли пароль?