К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях цифровизации образования меняется образовательная среда, технологии становятся не просто инструментом, они преобразуют образование в соответствии с требованиями информационного общества, влияя на организацию образовательного процесса, методы преподавания и содержание образования. В статье рассматривается трансформация подходов к понятию образовательной среды, ее месту и роли в современном образовательном процессе. Авторы анализируют основные подходы к определению современной образовательной среды в зависимости от целей ее проектирования, а также необходимые изменения в подходах к повышению квалификации педагогов по освоению эффективных стратегий профессиональной деятельности в современной образовательной среде, насыщенной цифровыми инструментами.

Ключевые слова:
образовательная среда, ИОС, ИКОС, цифровизация образования, эффективные стратегии профессиональной деятельности с применением современных цифровых инструментов.
Текст

Как показывает мировой опыт, конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности
экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий. Область информационных технологий в силу своей специфики находится и на переднем крае внедрения инноваций в образование. Сегодня учиться должен сам ребенок, задача педагога — способствовать мотивации, вооружить необходимыми инструментами и создать благоприятные условия для самостоятельного
приобретения им знаний. Ключевым условием достижения современных образовательных результатов общего образования является осуществление учебного процесса в информационно-образовательной среде (ИОС) — системе инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ГОСТ Р 53620–2009). Информационно-образовательная среда образовательной организации включает:
 совокупность технических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы);
 комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе печатные и цифровые (электронные) образовательные ресурсы (в сети Интернет и на сменных оптических носителях), прикладные программы, в том числе
поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т. д.);
 систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
В педагогике и психологии под образовательной средой рассматривалась педагогическая система, существующая как совокупность факторов, условий, ресурсов, возможностей, процессов, обеспечивающих развитие учителя и учащегося в естественном и искусственном социокультурном окружении. Но необходимо отметить трансформацию представлений об образовательной среде под влиянием процессов информатизации общества. Еще А.А. Леонтьев указывал на то, что в понятие образовательной среды следует включать и мир массовых коммуникаций (пресса, радио, телевидение). Если раньше влияние внешней информационной среды (радио, телевидение,
родители, одноклассники, книги и другие внешние по отношению к образовательному процессу источники информации) было незначительно, то с развитием информационных технологий ситуация меняется. Можно констатировать интеграцию части информационной среды со средой образовательной. Представление о среде, непосредственно влияющей на процессы обучения, расширяется в связи с широкими потенциальными возможностями и активным применением цифровых средств в образовательных целях, трансформацией педагогических технологий под влиянием этих средств. Это расширение происходит, в том числе и за счет сети Интернет и других искусственных сред, доступных благодаря успехам в области обработки и представления информации в цифровой форме. Новые виртуальные среды дополняют или заменяют с большей или меньшей степенью достоверности физическую среду, дают обучающимся возможность получения нового перцептивного опыта, причем даже такие формы опыта, которые недоступны в привычной для них физической среде.

Список литературы

1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии. - 2000. - №2. - С. 135-146.

2. Патаракин Е.Д. Творческое обучение в сети электронных коммуникаций // Теория коммуникации & прикладная коммуникация: Вестник Российской коммуникативной ассоциации. - Вып. 1. Ростов н/Д : ИУБиП, 2002. - C. 109-118.

3. Пистрак М.М. Как создавали программы ГУСа // Народное просвещение. - 1927. - № 10. - С. 68-79.

4. Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. - 1991. - № 4. - С. 18-25.

5. Уваров А.Ю. Кластерная модель преобразования школы в условиях информатизации образования. - М. : МИОО, 2008. - С. 154-165.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Войти или Создать
* Забыли пароль?