Реализация основных образовательных программ направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Педагогика волонтерства
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор статьи акцентирует внимание на включении педагогики института волонтерства в реализацию основных образовательных программ направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» в контексте требований современного рынка труда. При этом институт волонтерства в статье рассматривается как социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности. Автор отмечает, что педагогика института волонтерства предполагает комплексное применение средств, форм и методов и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний о теоретических и практических основах социально-культурной деятельности, но и в развитии социально-культурного творчества студентов.

Ключевые слова:
институт волонтерства, педагогика института волонтерства, бакалавр, социально-культурная деятельность, компетенции, профессиональная подготовка.
Текст

В основу Концепции Государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016, а также Модельным законом «О социально-культурной деятельности» от 25.11.2016, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств, легли общественные и духовные приоритеты нашего государства. Модельный закон закрепляет правовые основы социально-культурной деятельности, регулирует отношения между ее участниками и направлен на защиту конституционного права каждого гражданина на участие в социально-культурной жизни.
Основные положения названных документов и стандартизация высшей школы определяют стратегию подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности. Современный выпускник по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должен в полной мере владеть знаниями о новых исследованиях в теории и практике социально-культурной деятельности, чтобы хорошо ориентироваться и четко знать тонкости профессии. Перед учреждениями высшего образования, а также преподавателями возникает проблема выбора образовательных технологий обучения, дающих возможность выпускникам готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической, педагогической, организационно-управленческой, проектной, художественно-творческой. При этом у выпускника формируются универсальные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Данные технологии должны быть направлены на развитие личности будущего специалиста, нацеленного на творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность в сфере социально-культурной деятельности. Особое место в подготовке будущих специалистов занимает практическая деятельность студента, поэтому важным аспектом подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности является развитие между учреждениями высшего образования и учреждениями социально-культурной сферы партнерских отношений, позволяющих осуществлять поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования универсальных, общепрофессинальных и профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность». Учитывая масштаб задач, стоящих перед государством, приоритетными должны стать такие направления культурной политики Российской Федерации, деятельность по развитию которых обеспечит создание условий для успешной социа-
лизации и эффективной самореализации молодежи, а также предоставит возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих актуальных проблем. Рассматривая волонтерскую деятельность как этап профессионального становления личности, мы считаем необходимым внедрение педагогики института волонтерства, которая является системной уровневой подготовкой студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»). В связи с этим нам представляется важным рассмотреть становление волонтера, опираясь на уровневый подход, в котором каждый уровень представляет собой совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, обеспечивающих выпускника способностью осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях:
 образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, дополнительного образования детей и взрослых);
 социальное обслуживание (в сфере социального обеспечения; удовлетворения культурных потребностей социально незащищенных групп населения посредством приобщения к социально-культурной деятельности);
 культура и искусство (в сфере технических процессов художественной деятельности);
 реализация государственной культурной политики;
 организация деятельности учреждений культуры, способствующей культурному развитию населения, содействию культурно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных
учреждений, а также организации свободного времени и стимулирования социально-культурной активности населения России [5].

Список литературы

1. Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства : монография. - Кемерово : КемГИК, 2017. - 192 с.

2. Официальный сайт ассоциации некоммерческих организаций (СВОД) [Электронный ресурс]. - URL: http://volontery.ru/контакты/

3. Официальный сайт Волонтер.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://volonter.ru/organizations/

4. Официальный сайт медиапроекта «Яволонтер» [Электронный ресурс]. - URL: http://ivolunteer.ru/project-start-news

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № 995 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/510303.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?