ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная работа посвящена исследованию содержательной характеристики модели современного инженера. Показано, что оптимальное ее формирование в условиях цифровой трансформации возможно лишь при взаимодействии системы высшего образования и субъектов реального сектора экономики. Отмечается, что при формировании модели инженера необходимо исходить из взаимосвязи таких компонентов, как требования к компетенциям инженеров, предъявляемые предприятиями; необходимые знания и умения, которые обеспечиваются вузами; эффективные подходы к обучению, реализация которых возможна в условиях тесного взаимодействия вузов и предприятий. В работе подчеркивается эффективность практикоориентированного подхода к обучению инженеров, которая подтверждается опытом работы базовых кафедр, как единых образовательных площадок вузов и предприятий. На примере базовой кафедры «Авиастроение» Донского государственного технического университета была проведена оценка эффективности практикоориентированного подхода к обучению инженеров.

Ключевые слова:
предприятие, университет, человеческий капитал, модель инженера, цифровая трансформация.
Текст

Введение. Для определения вектора развития инженерного образования необходимо иметь представление о профессиональном «образе» или модели инженера, отвечающей требованиям цифровой трансформации. На сегодняшний день в мировой практике наиболее популярны две модели инженера [12] — «американская» и «болонская». В основе этих моделей лежит двухуровневая система подготовки (бакалавр/ магистр), практикоориентированный подход, а также комплекс определенных компетенций и требований к знаниям и умениям, который имеет некоторые, иногда существенные, ограничения. Вступление России в Болонский процесс привело к заимствованию некоторых принципов болонской модели в подготовке современных отечественных инженеров. Данный подход к инженерному образованию в России представляется не бесспорным. Кроме того, становление цифровой экономики, предполагающее поворот от «управления деньгами» и экспортными потоками углеводородов к «управлению технологиями» [2], выдвигает новые требования и к формированию инженерных кадров. Важнейшим же условием достаточной квалификации инженерных кадров является обладание ими новыми знаниями, период «полураспада» которых в наиболее наукоемких отраслях составляет менее 2,5 лет [7]. В связи с этим особый интерес представляет содержательная характеристика профессионального «образа» инженера, способного эффективно работать в условиях цифровой экономики. При этом очень важно, чтобы подготовка высококлассных инженеров, готовых с минимальными сроками адаптации приступить к работе на высокотехнологичном предприятии, производилась по заказу конкретного предприятия, согласно его требованиям к профессиональной квалификации, деловым качествам, качествам будущего лидера, способного исполнять и руководить прорывными проектами и разработками. Настоящая работа посвящена исследованию содержательной характеристики модели инженера, оптимальное формирование которой в условиях цифровой трансформации возможно лишь при взаимодействии системы высшего образования и субъектов реального сектора экономики. Материалы и методы. В основе данного исследования лежит системный подход [3, 4] к пониманию университета, что позволило охарактеризовать его во взаимодействии с предприятиями, т.е. с непосредственными потребителями необходимых кадров, человеческих ресурсов. В данном исследовании используется также ресурсный подход [13, 22], в рамках которого понимается, что конкурентные преимущества предприятия обеспечиваются наличием и эффективным использованием уникальных ресурсов, недоступных конкурентам. В данном исследовании внимание уделяется особым ресурсам, в частности, человеческому капиталу [8]. Теория человеческого капитала [14, 23] как самостоятельное направление экономического анализа рассматривает процесс качественного совершенствования людских ресурсов — знаний, навыков и способностей, которыми располагает и пользуется каждый индивид в производственных либо в потребительских целях. Поскольку в основе формирования человеческого капитала лежит приобретение знаний и навыков, то для целей настоящего исследования были выбраны знаниевый и компетентностный подходы. Знаниевый подход [19] позволил структурировать компоненты содержания профессионального «образа» инженера, носителя человеческого капитала, в рамках различных форм знаний. Компетентностный подход [26] позволил исследовать возможность применения полученных навыков в практической деятельности.

Список литературы

1. Байнев В. «Четвертая промышленная революция» как очередной этап экономической интеграции // Экономист. - 2017. - № 2. - С. 3-9

2. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, возможности. - М. : РАН, 2017.

3. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. - 2008. - № 3. - С. 28

4. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. - 2002. - № 4.

5. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Боев О.В. Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов // Вопросы образования. - 2004. - № 4. - C. 125-141

6. Пороховский А.А., Филатов И.В., Фомина В.С. Экономика как система: научнометодический подход // Вестник Московского университета. - 2017. - № 5. - С. 145-158.

7. Сафонов А.Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: 11-е международные Лихачевские научные чтения. - СПб., 2011. - Т.1.

8. Флек М.Б., Угнич Е.А. Модель управления предприятием в современных условиях: ресурсный ракурс // Научнотехнические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 165-175. - URL: www.dx.doi.org/10.18721/JE.10416

9. Флек М.Б., Угнич Е.А. Роль базовой кафедры в формировании человеческого капитала предприятия [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. - № 67. - С. 292-313. - URL: http:// ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk__67._aprel_2018_g./upravlenie_tchelovetcheskimi_resursami/flek_ugnich.pdf

10. Флек М.Б., Угнич Е.А. Управление промышленным предприятием в современных условиях. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2017.

11. Фролова И.И., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш. Модель инженера-менеджера для наукоемкого производства // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 20. - С. 366-370.

12. Чучалин А.И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 84-93

13. Barney J.B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. 1991. No 17(1). Pp. 99-120

14. Becker G.S. Human Capital. New York: Columbia University Press, 1964.

15. Brahimi N., Dweiri F., AlSyouf I., Khan S.A. Cooperative Education in an Industrial Engineering Program // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. No 102. Pp. 446 - 453

16. Drucker P.F. Management challenges of the 21st century. N.Y., 1999.

17. Goren H., Yemini M. The global citizenship education gap: Teacher perceptions of the relationship between global citizenship education and students’ socioeconomic status. // Teaching and Teacher Education. 2017. No 67. Pp. 922.

18. Li M. Discussion on University Teaching Reform under the Education Massification // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. No 3(12). Pp. 8359-8365

19. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, 1996.

20. Polanyi M. Personal Knowledge: Towards a PostCritical Philosophy. L.: Routledge and Kegan Paul, 1958

21. Porvazník J. Celostná manažérska kompetentnost a jej ohodnocovanie. Bratislava: Ekonom, 2013

22. Prahalad C.K., Hamel G. Strategy is a field study: Why search for a new paradigm? // Strategy Management Journal. 1994. Vol.15. Pp. 516.

23. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: Macmillan, 1968. Vol. 6.

24. SinghPillay A., & Sotsaka D.S. Engineering graphics and design teachers’ understanding and teaching of assembly drawing // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. No 13(5). Pp. 1213-1228.

25. Skorkova Z. Competency model in public sector // Procedia - Social and Behavioral Science. 2016. No 230. Pp. 226-234.

26. Stoof A., Martens R.L., & Van Merriënboer J.J.G. Webbased support for constructing competence maps: Design and formative evaluation // Educational Technology, Research and Development. 2007. No 55(4). Pp. 347-368.

27. Schwab K. The fourth industrial revolution. What it Means and How to Respond // Foreign Affairs. 2016. Nov. Pp. 1820.

28. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. The Nine Elements of Digital Transformation // Opinion&Analysis, 2014, January.

29. Ye FF. Curriculum development of higher engineering education by mass customization. A case study at Shaoxing University China // Proceedings of 2015 IEEE Global Engineering education conference (EduCon), Tallinn, 2015. Pp. 207-210.

30. Yin R.K. Case Study Research Design and Methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.

Войти или Создать
* Забыли пароль?