ПОСТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описана динамика изменения модели профессионального развития специалиста в свете европейских требований к системе дополнительного профессионального образования (ДПО): традиционная, модель дефицита, посттехнократическая. Рассмотрена специфика посттехнократической модели, включающая формальные (линейные), неформальные и информальные (нелинейные) формы образования. Представлена логика реализации посттехнократической модели на примере непрерывного образования руководителей общеобразовательных организаций. Предложена структура посттехнократической модели руководителя образовательной организации, позволяющая на основе пролонгированного мониторинга его компетентности выстраивать и периодически корректировать индивидуальную программу профессионального развития. Вопросы формирования контента образовательных программ предложено проводить одновременно с выбором форм и методов обучения, учитывая передаваемый тип знаний (кодифицированные – явные и скрытые, передаваемые только в совместной работе или путем наставничества).

Ключевые слова:
модель профессионального развития специалиста, посттехнократическая модель, непрерывное образование (life long learning), неформальное образование, информальное образование, профессиональная компетентность, компетенция, руководитель общеобразовательного учреждения, личностные характеристики лидера, профессионализм, мониторинг профессионального развития директора общеобразовательного учреждения.
Текст

Современное школьное образование последнее время активно обновляется (введение новых образовательных стандартов, принятие Закона об образовании в Российской Федерации, появление новых организационноэкономических подходов к финансированию образовательных учреждений и материальному вознаграждению педагогического и управленческого корпуса, государственно-общественного управления школой и др.). Для реализации подобного потока инноваций необходим высокий профессионализм руководителя образовательной организации. Современному директору школы необходимо обладать не только опытом, педагогическими знаниями, пониманием государственной политики в сфере образования, определенными личностными качествами, но и знаниями в области экономики, ювенальной и образовательной юриспруденции, менеджмента. Все это в совокупности можно характеризовать как профессиональную компетентность руководителя общеобразовательной организации [2].

Компетентность рассматривается как сочетание профессиональных знаний, умений и навыков со способностью к самостоятельной эффективной деятельности благодаря индивидуальным личностным качествам. При этом компетентность как сложное интегральное образование состоит из набора профессиональных компетенций (трудовых функций) — заданных социальных и профессиональных требований к подготовке специалиста, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в любой отрасли.

Рассматривая конкретную профессиональную деятельность руководителя общеобразовательного учреждения в логике компетентностного подхода, будем учитывать как эффективность выполняемой работы, так и личность директора школы (его индивидуальные и личностные особенности), выполняющего эту работу. Таким образом, при исследовании управленческой компетентности применяются функционально-аналитический подход и подход, основанный на личностных характеристиках (компетенциях). Непрерывный поток инноваций в образовательной инфраструктуре требуют непрерывного профессионального развития управленческого корпуса общеобразовательных учреждений.

Список литературы

1. Аниськина Н.Н. Качество дополнительного профессионального образования: новая концепция // Компетентность. 2012. № 9-10. С. 5-13.

2. Берган С. Квалификация - осмысление понятия. Изд-во Совета Европы. М., 2012.

3. Делонг Д., Фейхи Л. Диагностика культурных барьеров в управлении знаниями / Управление знаниями: хрестоматия. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 243-275.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетнтности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦ ПКПС, 2004.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. СПб.: РГПУ, 2005.

6. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессионалдьное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. 2012. № 3.

7. Управление развитием и изменением: Учеб. пособие: пер. с англ. / Под ред. З.Ш. Атаян. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.

8. Фрумина Е.Л. Роль социальных сетей в профессиональном развитии педагогов // Всероссийский сборник материалов аспирантов и соискателей АПКиППРО. М.: АПКиППРО, 2007.

9. Чечель И.Д. Модель многокритериального оценивания профессиональной компетнтности руководителя ОУ // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 1.

10. Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика.

11. Щенников С.А. Компетентностный подход как основа модели ОДО // Вестник Междунар. института менеджмента ЛИНК. 2008. № 20.

12. Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2008. № 20. С. 9-24.

13. Sugrue C. Rhetorics and Realitis of CPD across Europe: from Cacophony towards Coherence? [Jnternational Handbook], 1997.

14. Muijs D., Havris A., Lindsay G. Evaluating CPD: an Overview [International Handbook], 2004.

15. Hargreaves A and Full. Introduction in Understanding Teacher Development [Teacher College Press Columbia University USA], 1992. Рp. 1-17.

16. Hargeaves A. Changing Teachers Changing Timess [Cassell], London, 1994.

17. Lifelong Learning in the Global Knowledge Economy Challenges for Developing Countries A World Bank Report [The World Bank] Washington. DC, 2003.

18. Lundvall B. Knowledge Management in the Learning Economy. Aalborg University Department of Business Studies, 2000, Working Paper. No. 06-6 (Danmark).

19. Hopkins D. Understanding Networks for innovation in Policy and Practice, in Networks of innovation [OECD], 2003.

20. Fullan M.G. The New Meaning of Educational Change Landon Cassel Educational Limited, 1991.

21. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge - Creating Company [Oxford University Press], 1995.

22. Jackkon P. Life in Classrooms New York: Holt [Rinehart &Winston], 1968.

23. Schon D. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. [Temple Smith], 1983.

24. № 1. С. 93-101.

Войти или Создать
* Забыли пароль?