К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБР МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Понятие профессиональной компетентности выражает единство теоретической и практической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к эффективному осуществлению служебной деятельности. Профессиональная компетентность характеризует качество подготовки кадров МВД России, в том числе эффективность профессиональной подготовки, включающей служебно-боевую подготовку. Причинами гибели и ранений сотрудников сводных отрядов быстрого реагирования является недостаточная подготовленность подразделений к несению службы в условиях Северо-Кавказского региона. Это обстоятельство требует повышения качества процесса служебно-боевой подготовки сотрудников подразделений СОБР МВД России. Исходя из общей системы педагогического целеполагания процесса подготовки кадров МВД России и констатируя отсутствие в педагогической науке теоретического обоснования организации служебно-боевой подготовки, предполагается, что процесс служебно-боевой подготовки необходимо организовать на основе компетентностного подхода. Кроме того, инновационная модель топографического раздела служебно-боевой подготовки требует научно-методического обеспечения, задачей которого является развитие ключевых компетенций как наиболее универсальных способностей и умений сотрудников подразделений СОБР МВД России.

Ключевые слова:
сотрудники подразделений СОБР МВД России, компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, ключевые компетенции, подготовка кадров, профессиональная подготовка, служебно-боевая подготовка.
Текст

Компетентностный подход как основа обновления профессионального образования и профессионального обучения законодательно закреплен в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9] и объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие процесса профессиональной подготовки сотрудников МВД России. 

В понятие «компетентность» заложена новая идеология интерпретации подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел [6], формируемая в зависимости от характеристики качества процесса профессиональной подготовки.

Компетентностно-ориентированная подготовка кадров МВД России, включающая служебно-боевую подготовку [8], — это необходимое явление в процессе профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России, в структуру которых входят специальные отряды быстрого реагирования (СОБР). К осуществлению служебной деятельности сотрудниками подразделений СОБР МВД России предъявляются высокие профессиональные требования, не связанные жестко с тем или иным направлением профессиональной подготовки, так как они отличаются универсальностью и носят надпредметный характер [1].

Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками, другие — надпрофессиональными, базисными квалификациями, третьи — ключевыми компетенциями [10]. Однако внедрение компетентностного подхода в процесс профессиональной подготовки сотрудников СОБР требует решения многих исследовательских задач. Среди таких задач немаловажное значение имеет проблема определения природы, сущности профессиональной компетентности сотрудников подразделений СОБР, ее родовой и видовой структуры, содержания и взаимосвязи категорий «компетентность» и «компетенция».

Список литературы

1. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Educational Technology & Society. 2007. Vol. 10. № 3. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/3_Ibragimov.pdf

2. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? // Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.

3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001.

4. Морев Д.Г. Методика боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001.

5. Остроухов В.В. Актуальные вопросы борьбы с международным терроризмом на современном этапе // Право и безопасность. 2003. № 3-4. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_6_1.htm

6. Полиция России: URL: http://police-mvd.ru

7. Приказ МВД России от 10 января 2006 г. № 2 «О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

8. Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 828 «Об утверждении Инструкции по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 года. Центр «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

11. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования: Монография. М.: НЦСиМО, 2008.

12. Щипин А.И. Огневая подготовка в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие / А.И. Щипин, Н.В. Ковшов, Е.В. Шестопалова, Е.Ю. Дьякова. М.: Щит-М; Московский университет МВД России, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?