АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Состояние вопроса: Обзор исследований свидетельствует, что проблемы асимметрии информации с точки зрения энергопотребительской теории экономической науки вообще не рассматривались. Материалы и методы исследования основаны на использовании абстрагирования, обобщения и систематизации полученных данных. Результаты: Исследование посвящено рассмотрению теоретико-методологических аспектов изучения проявлений асимметричной информации в энергопотреблении в условиях перехода к цифровизации экономики. Впервые автором уделено внимание на такие вопросы темы как сущность асимметрии информации в энергопотреблении; классификация асимметрии информации в энергопотреблении, проблемы поиска баланса асимметрии информации, роль асимметрии информации в производительности энергии, энергоемкости продукции и энергоэффективности; государственное участие в регулирование асимметрии информации в энергопотреблении. Выводы важны для учета асимметрии информации в энергопотреблении в условиях перехода к цифровой экономике.

Ключевые слова:
асимметрия информации, асимметрия информации в энергетике, энергопотребительская теория фирмы, предельный продукт энергообеспечения.
Текст

Введение. В последние годы в теории фирмы большое внимание стало уделяться изучению влияния разнообразной информации на поведение хозяйствующих субъектов. Одной из причин такого внимания является переход в цифровую стадию развития общества. В частности, в России принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», активно изучается внедрение элементов «Индустрии 4.0» в деятельность многих отраслей
национальной экономики. Как известно, получение и переработка информации, а также ее использование в процессе производства продукции и/или оказании услуг предопределяет эффективность деятельности всей фирмы.
В то же время основоположник информационной теории фирмы M. Aoki отметил, что «предприятие организует свою деятельность так, чтобы минимизировать (в том числе путем специализации) стоимость обработки новой информации и внутреннего распространения этой информации» [1]. Само понятие «информация» может рассматриваться с разных научных позиций, в частности понимается как форма и способ существования, хранения, передачи и обмена знаниями [2, с. 8]. Она играет существенную роль в деятельности фирмы наряду с материальными, трудовыми и энергетическими ресурсами фирмы. Методы исследования. Для фирмы преобладающим
является не наличие ресурсного потенциала информации, а возможности ее маржинального использования, т.е. возникает проблема поиска баланса между владением информации и ее доступностью для других лиц. Нарушение информационного баланса между контрагентами может предопределить эффективность деятельности фирмы. Теоретическая основа такого поведения фирмы непосредственно связана с положениями концепции об асимметрии информации. Само понятие «асимметрия информации» имеет общепринятое значение, и определяется как ситуация, когда одна сторона участников сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица. В этом варианте одна сторона имеет информационное преимущество. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Менеджер знает о потенциале фирмы полнее, чем акционер. Основоположники положений асимметрии информации Уильям Спенсер Викри, Джордж А. Акерлоф, Джеймс Миррлис глубоко анализировали рынок конечной продукции и отмечали, дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен.

Список литературы

1. Masahiko Aoki. Horizontal vs. Vertical Information. Structure of the Firm. American Economic Review. February. - 1986. - I. 76 (5). - pp. 971-983.

2. Экономика знаний: коллективная монография. / Отв. ред. В.П. Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 432 с.

3. Grossman S.J., Stiglitz J.E. On the Impossibility of Internationally Efficient Markets // American Economic Review. - 1980. - Vol. 70. - No 3. - P. 393-408.

4. Schwalbe U. The core of economies with asymmetric information. Berlin; Heidelberg. NewYork: Springer-Verlag. 1999.

5. Структура капитала корпорации: теория и практика: монография / под ред. И.В. Никитушкиной, С.Г. Макаровой. - М.: РГ-Пресс, 2-14. - 112 с.

6. Burganov R.A., Yudina N.A. To the question of creation of energy consumer firm theory // Journal of Entrepreneurship Education. - 2018. - Volume 21. - Issue 1.

7. Бурганов Р.А. Управленческая экономика: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 190 с.

8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: сокр. пер. с англ. / науч. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтеревич, В.И. Данилов и др. - М.: Экономика: Дело, 1992. - С. 452.

9. Электросетевой комплекс: резервы и интеллект // Вести в электроэнергетике. - 2018. - № 1. - С. 8-12.

10. Milgrom P. What the Seller Won’t Tell You: Persuasion and Disclosure in Markets // Journal of Economic Perspectives. - 2008. - Vol. 22. - No 2. - P. 115-131.

11. Бурганов Р.А., Голицына Л.А.«Индустрия 4.0» как оболочка стратегического развития отрасли и фирмы // Russian Journal of Management. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 165-169.

Войти или Создать
* Забыли пароль?