ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы налогового контроля цен сделок между вертикально интегрированными структурами транснациональных корпораций, холдингов и других объединений бизнеса. Дана оценка современной модели налогового администрирования, с точки зрения преференций и льгот, предоставленных корпорациям. Раскрыты особенности оценки критериев контролируемости сделок и инструментов контроля трансфертного ценообразования. Даны конструктивные предложения по реализации стимулирующего потенциала налоговой системы с учетом интересов развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова:
трансфертное ценообразование, налоговый контроль, взаимозависимые лица, контролируемая сделка, критерии взаимозависимости, налоговая оптимизация, налоговая консолидация.
Текст

Закономерным результатом глобализации экономики и интернационализации финансовых отношений является снижение эффективности классических схем налоговой оптимизации. Поиск наиболее подходящих способов снижения налоговой нагрузки на бизнес, на первый план выводит проблему ценообразования и перераспределения прибыли между вертикально интегрированными структурами при минимальных налоговых и прочих затратах. Применение схем перемещения прибыли за границу со статусом назконалоговой юрисдикцией, непосредственно связаны со сделками, совершаемыми с применением трансфертных цен [3]. Важно отметить, что современная модель налогового администрирования, отдавая предпочтение фискальной функции налогов, не обеспечивает справедливого и соразмерного распределения налоговой нагрузки, слабо учитывает приоритеты развития среднего и малого бизнеса. Размывая экономическую суть налогообложения, она характеризуется множеством неоправданных преференций и льгот преимущественно для крупных налогоплательщиков. Такие характеристики свойственны и экономике развитых стран. Еще в середине прошлого столетия ученые экономисты Т. Веблен, У. Ростоу, Дж.К. Гэлбрейт и др. охарактеризовали будущее экономики, как экономику крупных корпораций. В подтверждение этого тезиса можно привести данные ежегодного доклада Global Wealth Report и швейцарского банка Credit Suisse. Согласно этим источникам, действительно в 2017 г. транснациональные компании, владельцами, которых являются всего 1% от всего населения мира, контролировали более половины (50,1%) мирового богатства. Все это обуславливает необходимость особого подхода к налоговому контролю сделок между крупными корпорациями. Поскольку корпорации в силу интегрированной структуры и специфики финансов, обладают широкими возможностями, чем другие хозяйствующие субъекты, законодательство должно дать равные возможности как крупным ком-
паниям, так среднему и малому бизнесу. Наиболее значимым налоговым изменением, произошедшим в России, является введение с 2012 г. новой концепции контроля трансфертного ценообразованияна основе рекомендаций ОЭСР. Это нашло отражение в Федеральном законе №227-ФЗ от 18.07.2011. На основе данного закона введен новый раздел в части первой V.1. Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Согласно определению ФНС России трансфертное ценообразование представляет собой цену, устанавливаемую во внутрихозяйственных операциях между различными подразделениями и/или участниками единой компании. В Налоговом кодексе России относительно налогообложения трансфертных цен используется понятие контролируемые сделки, к которым могут быть применены особые правила контроля.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). - М.: Юркнига, 2018.

2. О внесении в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18.07.2011 № 277-ФЗ.

3. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Налоговое консультирование трансфертного ценообразования корпораций // Научный вестник ЮИМ. - № 3. - 2015. - С. 38-42.

4. Горина С.А. Проблемы трансфертного ценообразования в контексте международного налогового контроля / Учетно-аналитическое обеспечение - информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов. - М.: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов: в 2-х частях, 2017. - С. 95-99.

5. Грызунова Н.В., Киселева И.А., Колчин С.П., Симонович Н.Е. Налогообложение: актуальные проблемы. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2016.

6. Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России // Финансы и кредит (70) УЭКС. - № 10. - 2014. - URL: http://uecs.ru/finansii-kredit

7. Нестеренко Ю.Н. Налоговая нагрузка на бизнес в России и особенности ее регулирования в условиях кризиса // Экономические санкции: финансовый крах или новые возможности для России: труды XVI Чаяновских чтений. - 2016. - С. 171-177.

8. Олофинская Ю.П. Формирование системы критериев отбора налогоплательщиков для осуществления контроля цен по сделкам // Проблемы учета и финансов. - № 2 (22). - 2016. - С. 55-59.

9. Пушкарева В.М. Эффективность бюджетных расходов и бюджетной результативности налогов (исторический аспект) // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2017. - № 4. - С. 9-15. URL: https://naukaru.ru/en/nauka/article/17724/view (дата обращения: 15.02.2018).

10. Щербакова И.Г. Анализ налогового контроля трансфертного ценообразования на примере управления федеральной налоговой службы по удмуртской республике // Вестник удмуртского университета. Экономика и право. - 2016. - № 1 (26). - С. 68-73.

Войти или Создать
* Забыли пароль?