QUESTIONS OF REGULATION OF TRANSFER PRICING IN TO THE SYSTEM OF TAX CONTROL OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
In article the questions of tax control of the prices of transactions between vertically integrated structures of multinational corporations, holdings and other business combinations are considered. An assessment of modern model of tax administration, from the point of view of the preferences and privileges provided to corporations is given. Features of assessment of criteria of controllability of transactions and instruments of control of transfer pricing are revealed. Constructive proposals on realization of the stimulating capacity of tax system taking into account the interests of development of small and medium business are given.

Keywords:
transfer pricing, tax control, affiliated persons, controlled transaction, criteria of interdependence, tax optimization, tax consolidation.
Text

Закономерным результатом глобализации экономики и интернационализации финансовых отношений является снижение эффективности классических схем налоговой оптимизации. Поиск наиболее подходящих способов снижения налоговой нагрузки на бизнес, на первый план выводит проблему ценообразования и перераспределения прибыли между вертикально интегрированными структурами при минимальных налоговых и прочих затратах. Применение схем перемещения прибыли за границу со статусом назконалоговой юрисдикцией, непосредственно связаны со сделками, совершаемыми с применением трансфертных цен [3]. Важно отметить, что современная модель налогового администрирования, отдавая предпочтение фискальной функции налогов, не обеспечивает справедливого и соразмерного распределения налоговой нагрузки, слабо учитывает приоритеты развития среднего и малого бизнеса. Размывая экономическую суть налогообложения, она характеризуется множеством неоправданных преференций и льгот преимущественно для крупных налогоплательщиков. Такие характеристики свойственны и экономике развитых стран. Еще в середине прошлого столетия ученые экономисты Т. Веблен, У. Ростоу, Дж.К. Гэлбрейт и др. охарактеризовали будущее экономики, как экономику крупных корпораций. В подтверждение этого тезиса можно привести данные ежегодного доклада Global Wealth Report и швейцарского банка Credit Suisse. Согласно этим источникам, действительно в 2017 г. транснациональные компании, владельцами, которых являются всего 1% от всего населения мира, контролировали более половины (50,1%) мирового богатства. Все это обуславливает необходимость особого подхода к налоговому контролю сделок между крупными корпорациями. Поскольку корпорации в силу интегрированной структуры и специфики финансов, обладают широкими возможностями, чем другие хозяйствующие субъекты, законодательство должно дать равные возможности как крупным ком-
паниям, так среднему и малому бизнесу. Наиболее значимым налоговым изменением, произошедшим в России, является введение с 2012 г. новой концепции контроля трансфертного ценообразованияна основе рекомендаций ОЭСР. Это нашло отражение в Федеральном законе №227-ФЗ от 18.07.2011. На основе данного закона введен новый раздел в части первой V.1. Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Согласно определению ФНС России трансфертное ценообразование представляет собой цену, устанавливаемую во внутрихозяйственных операциях между различными подразделениями и/или участниками единой компании. В Налоговом кодексе России относительно налогообложения трансфертных цен используется понятие контролируемые сделки, к которым могут быть применены особые правила контроля.

References

1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chasti pervaya i vtoraya). - M.: Yurkniga, 2018.

2. O vnesenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF v svyazi s sovershenstvovaniem printsipov opredeleniya tsen dlya tseley nalogooblozheniya: Federal'nyy zakon ot 18.07.2011 № 277-FZ.

3. Artemenko D.A., Artemenko G.A. Nalogovoe konsul'tirovanie transfertnogo tsenoobrazovaniya korporatsiy // Nauchnyy vestnik YuIM. - № 3. - 2015. - S. 38-42.

4. Gorina S.A. Problemy transfertnogo tsenoobrazovaniya v kontekste mezhdunarodnogo nalogovogo kontrolya / Uchetno-analiticheskoe obespechenie - informatsionnaya osnova ekonomicheskoy bezopasnosti khozyaystvuyushchikh sub"ektov. - M.: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov i rezul'tatov sovmestnykh nauchno-issledovatel'skikh proektov: v 2-kh chastyakh, 2017. - S. 95-99.

5. Gryzunova N.V., Kiseleva I.A., Kolchin S.P., Simonovich N.E. Nalogooblozhenie: aktual'nye problemy. - M.: Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, 2016.

6. Grundel L.P. Nalogovoe regulirovanie transfertnogo tsenoobrazovaniya v Rossii // Finansy i kredit (70) UEKS. - № 10. - 2014. - URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit

7. Nesterenko Yu.N. Nalogovaya nagruzka na biznes v Rossii i osobennosti ee regulirovaniya v usloviyakh krizisa // Ekonomicheskie sanktsii: finansovyy krakh ili novye vozmozhnosti dlya Rossii: trudy XVI Chayanovskikh chteniy. - 2016. - S. 171-177.

8. Olofinskaya Yu.P. Formirovanie sistemy kriteriev otbora nalogoplatel'shchikov dlya osushchestvleniya kontrolya tsen po sdelkam // Problemy ucheta i finansov. - № 2 (22). - 2016. - S. 55-59.

9. Pushkareva V.M. Effektivnost' byudzhetnykh raskhodov i byudzhetnoy rezul'tativnosti nalogov (istoricheskiy aspekt) // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. - 2017. - № 4. - S. 9-15. URL: https://naukaru.ru/en/nauka/article/17724/view (data obrashcheniya: 15.02.2018).

10. Shcherbakova I.G. Analiz nalogovogo kontrolya transfertnogo tsenoobrazovaniya na primere upravleniya federal'noy nalogovoy sluzhby po udmurtskoy respublike // Vestnik udmurtskogo universiteta. Ekonomika i pravo. - 2016. - № 1 (26). - S. 68-73.

Login or Create
* Forgot password?