ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧТО ПОД ЭТИМ ПОНИМАТЬ И КАК ФОРМИРОВАТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается характеристика понятия «функциональная математическая грамотность» и его существенного компонента — готовности школьника применять приобретенные знания и способы действия в практических ситуациях. С опорой на результаты международных исследований обсуждается проблема формирования умений и навыков использования математических знаний на практике, представленность в них универсальных учебных действий и особенности методики их становления. Рассматриваются вопросы обеспечения преемственности содержания функциональной математической грамотности между начальной и основной школой.

Ключевые слова:
математическая грамотность; результаты международных исследований; формирование универсальных учебных действий; способ действия; готовность школьника применять приобретенные математические знания и способы действия; обеспечение преемственности в обучении между начальной и основной школой.
Текст

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ
РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ


Несколько лет назад активно заговорили о необходимости формирования у российских школьников умения решать практико-ориентированные задачи. Что произошло?

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. - 2017. - № 3. - С. 3-8; № 4 - С. 3-9; № 6. - С. 3-7.

2. Публикации по итогам Международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2015 [Электронный ресурс] // Сайт Центра оценки качества образования. - URL: http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm (дата обращения: 30.03.2018).

3. Результаты международного исследования PISA-2015 (краткий отчёт на русском языке) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html (дата обращения: 06.02.2018).

4. Российские школьники заняли первое место в Международном исследовании качества образования в начальной школе PIRLS-2015 [Электронный ресурс] // Сайт Федерального института оценки качества образования. Новости. - URL: http://fioco.ru/fioko-news/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BD %D1%8F%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE-%D0%B2-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4 %D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BE %D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B8-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5-pirls-2 (дата обращения: 30.03.2018).

5. Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность - императив времени [Электронный ресурс] // Материалы Международной научной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (2014). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya-gramotnost-imperativ-vremeni (дата обращения: 30.03.2018).

6. Рыдзе О.А. Анализ особенностей общеучебной подготовки российских младших школьников по результатам международного исследования TIMSS-2015 // Начальное образование. - 2017. - № 1. - С. 29-34; № 3. - С. 28-33.

7. Тюменева Ю.А. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований/ Ю.А. Тюменева, Е.И. Александрова, М.Б. Гончарова [и др.]. Презентация к докладу на Международной конференции «20 лет участия России в международных исследованиях качества общего образования» (24-25 ноября, 2016) [Электронный ресурс] // Сайт Федерального института оценки качества образования. - URL: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/Конференция%2024-25.11.2016/Тюменева%20Ю.А..pdf (дата обращения: 06.02.2018).

8. Тюменева Ю.А., Александрова Е.И., Шашкина М.Б. Почему для российских школьников некоторые задания PISA оказываются труднее, чем для их сверстников: экспериментальное исследование // Психология обучения. - 2015. - № 7. - С. 5-23.

9. Тюменева Ю.А., Вальдман А.И., Карной М. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте: первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 // Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С. 8-24.

Войти или Создать
* Забыли пароль?