ПРИЧИНЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Недобросовестная конкуренция, являясь негативным фактором экономической жизни, оказывает значительное влияния на изменение баланса интересов и позиций, занимаемых хозяйствующими субъектами на товарном рынке. В статье рассмотрены основные причины развития недобросовестной конкуренции, такие как ограниченность роста потребителей, коррупция, промышленный шпионаж.

Ключевые слова:
конкуренция; недобросовестная конкуренция; причины; потребитель; промышленный шпионаж; товарный рынок.
Текст

Основной силой промышленного прогресса и развития экономических отношений является конкуренция. Однако надлежащим образом законы рынка работают лишь в теории. Перекладывая данные механизмы на современную действительность, обнаруживается специфика экономических отношений, законодательного регулирования и народного менталитета, что позволяет появляться нездоровым механизмам, нарушающим рыночное равновесие. В современном мире это выражается в недобросовестной конкуренции. Несомненно, борьба с данным явлением необходима. Но, чтобы выработать предложения по совершенствованию законодательства, необходимо более детально разобраться в его причинах.

Причины, способствующие возникновению недобросовестной конкуренции, ученые классифицируют по-разному. Например, А.В. Волков делит их на субъективные и объективные. К объективным причинам распространения недобросовестной конкуренции относится ускоренный рост монополизации экономики, создающей ситуацию «несовершенной» (монополистической) конкуренции, где происходит дифференциация субъектов предпринимательства на монополии и немонополизированных хозяйствующих субъектов (аутсайдеров). Появление хозяйствующего субъекта, занимающего монопольно высокое положение, иногда может свидетельствовать о складывании на рынке неблагоприятной экономической ситуации и развитии недобросовестной конкуренции. У контролирующих органов может возникнуть вопрос, какими способами данный субъект занял свое положение?

Эгоистичное желание получить как можно больше прибыли приводит к тому, что хозяйствующие субъекты злоупотребляют предоставленными им правилами, устанавливают новые правила игры и готовы использовать любые методы для достижения своих целей.

К субъективным причинам распространения недобросовестной конкуренции относятся создание, а также использование различных механизмов по привлечению потребительского спроса к собственным товарам путем создания конкурентам таких условий, при которых они не смогут поддерживать прежний темп производства. Дух соперничества и соревнования будет всегда тянуть их вперед, что на первый взгляд является положительным моментом, но, когда становится понятно, что в этом движении сопернику помогают нечестные методы борьбы, ситуация уже видится под другим углом. Так, повысить эффективность производства хозяйствующий субъект может путем «заимствования» технологии у своего конкурента. Прибыль недобропорядочного субъекта при почти отсутствующих издержках в сравнении с теми потерями, что понес добросовестный контрагент, будет слишком заметна. 

Привлечь потребительский спрос к собственным товарам, особенно на первых этапах развития бизнеса, бывает сложно. Чтобы не тратиться на рекламу, не засиживаться на развитии своих идей и товаров, хозяйствующий субъект также может пойти на отчаянный шаг, привлекая потребителей к своему товару недобропорядочными  методами. Среди них можно выделить и дискредитацию своих конкурентов, и некорректное сравнение с другими товарами, и недобросовестную рекламу. Побудительными причинами применения таких методов недобросовестной конкуренции является использование для достижения личных целей схем, планов и действий своего конкурента, которые можно оценить, как отход от принципов добропорядочности, разумности и справедливости.

Среди причин появления недобросовестной конкуренции можно назвать и ограниченность роста потребителей. Определенные сферы рыночных отношений являются достаточно закрытыми с точки зрения притока потребителей. В связи с тем, что своим новым товаром, работой или услугой, привлечь их внимание без значительного усовершенствования производства и материальных затрат не представляется возможным, хозяйствующие субъекты прибегают к методам переманивания клиентов своих конкурентов, расширяя свою потребительскую базу и увеличивая прибыль.

Всякий акт недобросовестной конкуренции всегда преследует цель получения преимуществ на товарном рынке. В тот момент, когда качество товара в соотношении со стоимостью, которую потребитель готов заплатить за него, приходят в состояние равновесия, ввести аналогичный товар без качественных отличий сложно. В связи с этим, формируя потребительский спрос на такой «новый» товар, хозяйствующий субъект прибегает к таким методам, как незаконное использование, получение и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, а также иные акты недобросовестной конкуренции. Все это можно объединить в одно понятие «промышленный шпионаж». В теории под ним понимаются злонамеренные действия субъекта с целью нанесения ущерба обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, связанной с производством товаров, поставляемого на внутренний и мировой рынок, для предоставления экономической выгоды субъекту, не являющемуся обладателем такой информации. В конечном итоге именно он приводит к тому, что конкурентоспособность некоторых фирм сильно падает.

Еще одна причина недобросовестной конкуренции кроется в самих хозяйствующих субъектах. Это эгоистичное стремление к лидерству на рынке без соизмеримых вложений в разработку, создание и продвижение своего товара, работы, услуги и низкая правовая культура. Многими субъектами движет всем известная фраза: «Цель оправдывает средства».  Целью каждого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, средствами вопреки установленным запретам могут выступать акты недобросовестной конкуренции. В такой ситуации, идя к своей цели, некоторые субъекты выходят за пределы предоставленных им законных прав или расширяют их границы. В конце концов, хозяйствующий субъект всегда управляется людьми, с их эгоистичными, враждебно настроенными друг против друга желаниями. Для того, чтобы сдерживать данные порывы участников товарооборота, законодатель и устанавливает определённые границы дозволенного поведения. Желая достичь своей цели и получить большую прибыль, каждый хозяйствующий субъект задумывается о необходимости внедрения в свое производство нового механизма, разработки нового порядка организации труда. Однако отсутствие деловой хватки толкает субъектов все ближе к преступлению той границы, за которой их действия уже не будут лежать в правовой плоскости. Несомненно, можно сказать о том, что в данных порывах усматриваются две основные причины: это и сложившаяся экономическая обстановка, когда сравнительно малое количество хозяйствующих субъектов, ведущих честную конкурентную борьбу, просто теряются среди огромного количества своих конкурентов, это и личные качества управленца, двигающего фирму к правовому краху, избирая запрещенные методы конкурентной борьбы.

Многие авторы придерживаются той точки зрения, что всякие процессы, протекающие в обществе, схожи с теми, которые происходят в естественной природе. В связи с этим еще одна причина недобросовестной конкуренции кроется в живой природе, а именно в том, что несколько однотипных организмов с одинаковой целью существования (хозяйствующие субъекты-конкуренты) и единой средой обитания (один товарный рынок) сразу вступают в соперничество за ограниченные ресурсы (место на товарном рынке и количество потребителей), продиктованное инстинктом выживания (закрепление на товарном рынке и получение прибыли). Фирмы, также борющиеся за право выживания, вступают в конкурентную борьбу. Ведение ее честно и открыто позволяет медленно продвигаться, шаг за шагом добиваясь успеха. Ведение же борьбы хитрой, скрытой, позволяет обыгрывать своих конкурентов и быстрее достигать поставленных целей. То есть иногда эгоистичное стремление управленца к лидерству на рынке и получение сверхприбыли, заставляет фирму выбирать более легкие и нечестные методы конкурентной борьбы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что причины недобросовестной конкуренции кроятся в самой экономической системе, подходе хозяйствующих субъектов к своему продвижению на товарном рынке. Для того чтобы уменьшить количество правонарушений, необходимо изначально устранить те причины, которые могут способствовать появлению недобросовестной конкуренции, ее развитию. Среди данных механизмов можно предложить:

  1. Повышение качества правовой культуры хозяйствующих субъектов.
  2. Разработку мер по стимулированию субъектов, ведущих честную конкурентную борьбу, к повышению производительности путем внедрения внутреннего превентивного регулирования.
  3. Установление института коммерческой тайны на все эксклюзивные технологии производства.
Список литературы

1. Волков А.В. «Проблема классификации недобросовестной конкуренции и злоупотребления положением на рынке» // Электронный ресурс - Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1326

2. Кравцов А.А. «О промышленном и экономическом шпионаже, а также недобросовестной конкуренции» // Кравцов А.А, Желнов И.И. - Научный интернет-журнал «Мир науки», выпуск 1, 2014 г. // Электронный ресурс - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/15EMN114.pdf

3. Кондратюков С.В. «Причины, условия и последствия конкуренции» // Кондратюков С.В., Стаурский С.С. - Омская академия МВД, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия г. Омск // Омский научный вестник, 2015 г.

4. Решетникова С.Б. Промышленный шпионаж как форма недобросовестной конкуренции: проблемы применения (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - "Юстицинформ", 2017 г.

Войти или Создать
* Забыли пароль?