Russian Federation
Unfair competition, being a negative factor of economic life, has a significant influence on the change in the balance of interests and positions held by business entities in the commodity market.The article considers the main reasons for development of unfair competition, such aslimited consumer growth, corruption, industrial espionage hinders business development.
competition, unfair competition, reasons, consumer, industrial espionagee, commodity market.
Основной силой промышленного прогресса и развития экономических отношений является конкуренция. Однако надлежащим образом законы рынка работают лишь в теории. Перекладывая данные механизмы на современную действительность, обнаруживается специфика экономических отношений, законодательного регулирования и народного менталитета, что позволяет появляться нездоровым механизмам, нарушающим рыночное равновесие. В современном мире это выражается в недобросовестной конкуренции. Несомненно, борьба с данным явлением необходима. Но, чтобы выработать предложения по совершенствованию законодательства, необходимо более детально разобраться в его причинах.
Причины, способствующие возникновению недобросовестной конкуренции, ученые классифицируют по-разному. Например, А.В. Волков делит их на субъективные и объективные. К объективным причинам распространения недобросовестной конкуренции относится ускоренный рост монополизации экономики, создающей ситуацию «несовершенной» (монополистической) конкуренции, где происходит дифференциация субъектов предпринимательства на монополии и немонополизированных хозяйствующих субъектов (аутсайдеров). Появление хозяйствующего субъекта, занимающего монопольно высокое положение, иногда может свидетельствовать о складывании на рынке неблагоприятной экономической ситуации и развитии недобросовестной конкуренции. У контролирующих органов может возникнуть вопрос, какими способами данный субъект занял свое положение?
Эгоистичное желание получить как можно больше прибыли приводит к тому, что хозяйствующие субъекты злоупотребляют предоставленными им правилами, устанавливают новые правила игры и готовы использовать любые методы для достижения своих целей.
К субъективным причинам распространения недобросовестной конкуренции относятся создание, а также использование различных механизмов по привлечению потребительского спроса к собственным товарам путем создания конкурентам таких условий, при которых они не смогут поддерживать прежний темп производства. Дух соперничества и соревнования будет всегда тянуть их вперед, что на первый взгляд является положительным моментом, но, когда становится понятно, что в этом движении сопернику помогают нечестные методы борьбы, ситуация уже видится под другим углом. Так, повысить эффективность производства хозяйствующий субъект может путем «заимствования» технологии у своего конкурента. Прибыль недобропорядочного субъекта при почти отсутствующих издержках в сравнении с теми потерями, что понес добросовестный контрагент, будет слишком заметна.
Привлечь потребительский спрос к собственным товарам, особенно на первых этапах развития бизнеса, бывает сложно. Чтобы не тратиться на рекламу, не засиживаться на развитии своих идей и товаров, хозяйствующий субъект также может пойти на отчаянный шаг, привлекая потребителей к своему товару недобропорядочными методами. Среди них можно выделить и дискредитацию своих конкурентов, и некорректное сравнение с другими товарами, и недобросовестную рекламу. Побудительными причинами применения таких методов недобросовестной конкуренции является использование для достижения личных целей схем, планов и действий своего конкурента, которые можно оценить, как отход от принципов добропорядочности, разумности и справедливости.
Среди причин появления недобросовестной конкуренции можно назвать и ограниченность роста потребителей. Определенные сферы рыночных отношений являются достаточно закрытыми с точки зрения притока потребителей. В связи с тем, что своим новым товаром, работой или услугой, привлечь их внимание без значительного усовершенствования производства и материальных затрат не представляется возможным, хозяйствующие субъекты прибегают к методам переманивания клиентов своих конкурентов, расширяя свою потребительскую базу и увеличивая прибыль.
Всякий акт недобросовестной конкуренции всегда преследует цель получения преимуществ на товарном рынке. В тот момент, когда качество товара в соотношении со стоимостью, которую потребитель готов заплатить за него, приходят в состояние равновесия, ввести аналогичный товар без качественных отличий сложно. В связи с этим, формируя потребительский спрос на такой «новый» товар, хозяйствующий субъект прибегает к таким методам, как незаконное использование, получение и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, а также иные акты недобросовестной конкуренции. Все это можно объединить в одно понятие «промышленный шпионаж». В теории под ним понимаются злонамеренные действия субъекта с целью нанесения ущерба обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, связанной с производством товаров, поставляемого на внутренний и мировой рынок, для предоставления экономической выгоды субъекту, не являющемуся обладателем такой информации. В конечном итоге именно он приводит к тому, что конкурентоспособность некоторых фирм сильно падает.
Еще одна причина недобросовестной конкуренции кроется в самих хозяйствующих субъектах. Это эгоистичное стремление к лидерству на рынке без соизмеримых вложений в разработку, создание и продвижение своего товара, работы, услуги и низкая правовая культура. Многими субъектами движет всем известная фраза: «Цель оправдывает средства». Целью каждого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, средствами вопреки установленным запретам могут выступать акты недобросовестной конкуренции. В такой ситуации, идя к своей цели, некоторые субъекты выходят за пределы предоставленных им законных прав или расширяют их границы. В конце концов, хозяйствующий субъект всегда управляется людьми, с их эгоистичными, враждебно настроенными друг против друга желаниями. Для того, чтобы сдерживать данные порывы участников товарооборота, законодатель и устанавливает определённые границы дозволенного поведения. Желая достичь своей цели и получить большую прибыль, каждый хозяйствующий субъект задумывается о необходимости внедрения в свое производство нового механизма, разработки нового порядка организации труда. Однако отсутствие деловой хватки толкает субъектов все ближе к преступлению той границы, за которой их действия уже не будут лежать в правовой плоскости. Несомненно, можно сказать о том, что в данных порывах усматриваются две основные причины: это и сложившаяся экономическая обстановка, когда сравнительно малое количество хозяйствующих субъектов, ведущих честную конкурентную борьбу, просто теряются среди огромного количества своих конкурентов, это и личные качества управленца, двигающего фирму к правовому краху, избирая запрещенные методы конкурентной борьбы.
Многие авторы придерживаются той точки зрения, что всякие процессы, протекающие в обществе, схожи с теми, которые происходят в естественной природе. В связи с этим еще одна причина недобросовестной конкуренции кроется в живой природе, а именно в том, что несколько однотипных организмов с одинаковой целью существования (хозяйствующие субъекты-конкуренты) и единой средой обитания (один товарный рынок) сразу вступают в соперничество за ограниченные ресурсы (место на товарном рынке и количество потребителей), продиктованное инстинктом выживания (закрепление на товарном рынке и получение прибыли). Фирмы, также борющиеся за право выживания, вступают в конкурентную борьбу. Ведение ее честно и открыто позволяет медленно продвигаться, шаг за шагом добиваясь успеха. Ведение же борьбы хитрой, скрытой, позволяет обыгрывать своих конкурентов и быстрее достигать поставленных целей. То есть иногда эгоистичное стремление управленца к лидерству на рынке и получение сверхприбыли, заставляет фирму выбирать более легкие и нечестные методы конкурентной борьбы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что причины недобросовестной конкуренции кроятся в самой экономической системе, подходе хозяйствующих субъектов к своему продвижению на товарном рынке. Для того чтобы уменьшить количество правонарушений, необходимо изначально устранить те причины, которые могут способствовать появлению недобросовестной конкуренции, ее развитию. Среди данных механизмов можно предложить:
- Повышение качества правовой культуры хозяйствующих субъектов.
- Разработку мер по стимулированию субъектов, ведущих честную конкурентную борьбу, к повышению производительности путем внедрения внутреннего превентивного регулирования.
- Установление института коммерческой тайны на все эксклюзивные технологии производства.
1. Volkov A.V. «Problema klassifikacii nedobrosovestnoy konkurencii i zloupotrebleniya polozheniem na rynke» // Elektronnyy resurs - Rezhim dostupa: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1326
2. Kravcov A.A. «O promyshlennom i ekonomicheskom shpionazhe, a takzhe nedobrosovestnoy konkurencii» // Kravcov A.A, Zhelnov I.I. - Nauchnyy internet-zhurnal «Mir nauki», vypusk 1, 2014 g. // Elektronnyy resurs - Rezhim dostupa: https://mir-nauki.com/PDF/15EMN114.pdf
3. Kondratyukov S.V. «Prichiny, usloviya i posledstviya konkurencii» // Kondratyukov S.V., Staurskiy S.S. - Omskaya akademiya MVD, Sibirskaya gosudarstvennaya avtomobil'no-dorozhnaya akademiya g. Omsk // Omskiy nauchnyy vestnik, 2015 g.
4. Reshetnikova S.B. Promyshlennyy shpionazh kak forma nedobrosovestnoy konkurencii: problemy primeneniya (pod red. d.yu.n. S.D. Mogilevskogo i d.yu.n. M.A. Egorovoy) // Rossiyskaya akademiya narodnogo hozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente RF. Yuridicheskiy fakul'tet im. M.M. Speranskogo Instituta prava i nacional'noy bezopasnosti. - "Yusticinform", 2017 g.