О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ 2018 Г.: БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ И ЮРИДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации, в том числе финансово-бюджетной. В своем послании Федеральному Собранию от 1.03.2018 г. Президент Российской Федерации определил важнейшие направления реализации государственной политики в АЗРФ. Это развитие инфраструктуры, и, в первую очередь, Северного морского пути. Кроме того, будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населённых пунктов с численностью жителей более 250 чел., а удалённые, небольшие населённые пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников. Выполнение этих проектов возможно с привлечением внебюджетных средств, с использованием государственно-частного партнерства и правильной координацией взаимодействия между органами власти, обществом и бизнесом.

Ключевые слова:
послание президента, Арктика, Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), финансирование Арктической зоны.
Текст

Президент России Владимир Путин 1 марта 2018 г. обратился с ежегодным Посланием (далее – Послание) к Федеральному Собранию [1]. Обращение Президента с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. Ранее это послание трактовалось бюджетным законодательством Российской Федерации как «бюджетное послание» и составлялось в рамках бюджетного процесса относительно федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с пунктом «е» ст. 84 Конституции РФ Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, которые в предстоящем году планируется закрепить в законодательстве. Послания в силу конституционного статуса Президента, его полномочий, приоритетного места в системе разделения властей и политической практики, акцентированием внимания на финансово-бюджетных вопросах обладают обязательностью для исполнительной власти и носят рекомендательный характер для законодательной власти, используются в целях составления проекта бюжета. Важно то, что Послания обладают стратегически- направляющей функцией и задают тон развитию всей страны минимум на год. С учетом того, что мы живем в год выборов, то на весь новый президентский срок.

     Естественно, что политические и юридические, финансово-бюджетные задачи, поставленные Президентом в Послании, актуальны для всей страны и касаются всех ее регионов и их бюджетной политики. Однако, в данной работе, мы посчитали актуальным проанализировать именно те части Послания, которые непосредственно касаются Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) и вопросов ее финансово-бюджетного обеспечения.

    Очевидно, что важную часть Послания заняли социальные проблемы страны, которые в силу объективных причин в Арктике более остры и требуют повышенного финансово-бюджетного обеспечения. Естественно, реализация этой части Послания, направленной на народосбережение, главным, ключевым фактором которого являются благополучие людей, достаток в российских семьях, сыграет огромную роль в развитии АЗРФ, формирование нормативной правовой базы деятельности соответствующих субъектов, их финансово-бюджетной обеспеченности. Конкретные задачи сформулированы в Послании в демографии, продолжительности жизни, жилищной политике, здравоохранении и т.д. [1].

В своем Послании Президент отметил, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной, – это преодоление технологического отставания. И это должно воплощаться в законодательстве как общеотраслевом, так и, собственно, финансовом. В настоящее время в мире стремительно нарастает скорость технологических изменений, она идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнёт, утопит.

Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и финансово-бюджетных и политико-правовых возможностей страны, а в результате – потерю государственного суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития.

    Россия к этому вызову готова и многие современные инновационные технологии уже начинают внедряться, либо готовиться к внедрению и в АЗРФ, планируется их бюджетное финансирование. С этого года началась реализация новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФот 31.08.2017 N 1064 (Далее – Программа) [2]. Программа как правовой документ включает в себя три подпрограммы:

– подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;

– подпрограмма 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;

– подпрограмма 3 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации». Вот лишь некоторые примеры высокотехнологичных проектов, предполагаемых к реализации в АЗРФ [2]: введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»; создание мощного атомного ледокольного флота, обеспечивающего безусловный приоритет страны в арктическом морском регионе как в части транспортировки круглогодично по Северному морскому пути углеводородов и высокотехнологичных грузов, так и в обеспечении обороноспособности страны в этом регионе и безопасности арктического судоходства; создание 3-х испытательных полигонов: Западно-Арктического (г. Мурманск), Восточно-Арктического (пос. Тикси) и Ненецкого (Ненецкий автономный округ, побережье Печорского моря) для проведения испытаний и сертификации новых образцов нефтегазового и промышленного оборудования, предназначенного для геологического изучения и промышленного освоения полезных ископаемых.

    Реализация таких сложных проектов в суровых условиях Арктики, с учетом ее хрупкой экосистемы, безусловно, потребует самых высоких технологий, технологий будущего и они должны получить адекватную юридическую основу в законодательстве Российской Федерации, как и финансово-бюджетных затрат.

    Одной из важнейших задач развития страны, сформулированных в Послании, это на основе Стратегии пространственного развития (на сегодняшний день МЭР России разработана только Концепция стратегии пространственного развития [3]) подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Для АЗРФ наличие такого документа актуально, ее развитие с существующей инфраструктурой обречено на провал. Все регионы России, а арктические особенно, обладают слабо развитой дорожной сетью, особенно межрегиональной и региональной; наблюдается и нехватка бюджетных ресурсов. Ярким примером тут является такая многолетняя проблема, как строительство автодороги Нарьян-Мар-Усинск, которая должна соединить НАО и Республику Коми. Поэтому, в предстоящие шесть лет необходимо удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, и на эти цели будет направлено более 11 триллионов руб. из всех источников. Соответственно, это потребует пересмотра юридической основы расходов бюджета на предстоящий период.

Актуальным для АЗРФ является предложение Президента  реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России, чтобы через шесть лет половина межрегиональных рейсов  выполнялась  напрямую. Еще в 2017 г. Президент поручил Правительству Российской Федерации  обеспечить разработку и утверждение в составе Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. стратегии развития региональных и местных авиаперевозок в Российской Федерации, предусматривающей комплексное и взаимосвязанное решение вопросов развития авиатранспортного комплекса, включая развитие авиационной промышленности, сети авиационной инфраструктуры и авиапредприятий, а также подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.

Однако, хотя середина текущего десятилетия была мощной с точки развития региональной авиации, но недостаточной для поддержки местных аэропортов, и необходимо не только непосредственно развивать авиаперевозки, но и стыковки  с другими видами транспорта, например, пересадок на самолеты с поездов или автобусов, а также морского или речного транспорта (создание региональных хабов).

В Послании отмечено, что «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь (СМП). К 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».

Важнейшим фактором развития магистральной инфраструктуры страны, и соответственно СМП, является развитое и с адекватными мощностями портовое хозяйство. В Послании подчеркнута важность его дальнейшего развития и финансирования. Важную роль в реализации этого направления, на наш взгляд, сыграют «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утвержденной указом Президента от 20 июля 2017 г. N 327[4], которые предполагают:

– расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в районах базирования Военно-Морского Флота в Мировом океане;

– создание в удаленных районах Арктического и Дальневосточного регионов Российской Федерации объектов инфраструктуры двойного назначения в целях обеспечения базирования гражданских судов, кораблей и судов Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности.

    Важно, что в Послании утверждается, что «развивая инфраструктуру, нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику» [5].

      В Послании отмечено, что будут внедрены новые технологии генерации, хранения и передачи энергии. В ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 триллиона руб. частных инвестиций. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью так называемой распределённой генерации будет решен вопрос энергоснабжения отдалённых территорий, что актуально для АЗРФ [6].

В результате, как отмечается в Послании, Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов, так называемых больших данных. России необходимо использовать свои естественные климатические условия, создавать в Арктике инновационные охладительные системы, способные комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения на промышленных объектах. Это могут иметь типовые хранилища, охлаждаемые подземным холодом, или морозильные установки с интеллектуальными системами управления, позволяющие рационально комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения в зависимости от сезонных климатических условий. В том числе и дата-центры. Создание центров хранения данных или центров обработки данных перспективно в Арктической зоне РФ, т.к. они потребляют огромное количество энергии, во многом благодаря мощным системам охлаждения. Однако холодный арктический климат и постоянная мерзлота помогут уберечь серверы от перегрева. Да и всю потребляемую дата-центром энергию можно будет производить из возобновляемых источников. В настоящее время такие дата-центры активно создаются в циркумполярных странах.

     Таким образом, реализация большинства поручений Президента, связанных с развитием АЗРФ, вытекающих из Послания, может быть эффективно выполнена в рамках Программы, при соответствующем финансировании и закреплении соответствующих мероприятий в законодательстве. Президент также предложил использовать для финансирования инфраструктурных проектов инфраструктурную ипотеку [7] и специальные инвестиционные контракты.

    Хотя об этом не говорится прямо в Послании, однако одна из главных проблем в АЗРФ, как и во всей России – это проблема школьного и вузовского образования, тесно смыкающаяся с проблемами науки и отечественных научных кадров, и именно успехи в этой области являются основой для преодоления технологического отставания, добиться которого Президент считает одной из основных задач в Послании. Необходимо  «Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень "прикладного бакалавриата" по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан». Реформы в организации обучения в институтах и университетах назрели давно. Но нужны люди, которые бы взяли на себя заботу не только о студентах, но и молодых ученых, и не только о россиянах. Тут надо возродить советский опыт и присмотреться, как это работает в Европе и в Америке.

    И поэтому «в полную силу должны заработать мощные научно-образовательные центры. Они будут интегрировать возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний». С учетом специфики АЗРФ, реализация задач в области образования и науки требует особого подхода. Несмотря на наличие признанных научных и образовательных центров в АЗРФ, они достаточно малочисленны, и не всегда обладают необходимыми компетенциями. Выходом в данном случае является  сетевая организация как образования, так научных исследований в интересах развития Арктики. Примером может служить, Ассоциация «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» [8], целью деятельности которого является консолидация ресурсов в сфере кадрового и научного обеспечения устойчивого социально-экономического развития и освоения северных и арктических территорий Российской Федерации. Однако необходимо расширение числа его участников и привлечение новых структур для образовательной и научной деятельности в АЗРФ, которые привнесут и создадут новые компетенции для деятельности в Арктике. Только один пример, России также необходимо разработать программу по подготовке специалистов для «Цифровой экономики», а самое главное создать им условия для работы, с целью сократить или прекратить их эмиграцию. Герман Греф в своем выступлении на Гайдаровском форуме-2018 отметил, что через 10 лет российская экономика будет дополнительно нуждаться в двух миллионах IT-специалистов. Причем это касается не только разработчиков программного обеспечения, но и аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов. Как утолить кадровый голод? Для этого вузам и ссузам уже сейчас нужно дополнительно набирать по 40 тыс. студентов-айтишников ежегодно. Таковы результаты исследования, проведенного Фондом развития интернет-инициатив. Поэтому необходим анализ потребности необходимого количества специалистов и нужных специальностей для работы в АЗРФ.

Реализуя Послание, важно понимать, что полученные результаты не будут иметь большого значения, если при этом пострадает экология страны. И естественно, проблема экологии является очень актуальной для Арктики, с учетом ее ранимой экологии и экологической значимости для России, да и для всего мира. Поэтому предложения Президента: ликвидировать городские свалки, улучшить качество питьевой воды, внедрять экологичный транспорт, модернизировать ТЭЦ, развивать ответственное и бережное отношение к природе, несомненно актуальны для Арктики. Особенно актуальна для Арктики еще и проблема накопленного экологического ущерба, в связи с тем, что системы обращения с отходами в АЗРФ не было практически ни в XX в., ни в этом, и результаты реализации активной промышленной, хозяйственной и оборонной деятельности, отходы  накапливались в Арктике. Решение проблемы отходов в Арктике возможно при реализации Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014–2025» и «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Для этого необходимо создание региональных программ «Развитие системы экотехнопарков», разработанных в соответствии с региональной составляющей Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. Ядром этой региональной программы должны стать экотехнопарки. Экотехнопарк представляет собой территорию, где осуществляется взаимодействие производственных и сервисных компаний, стремящихся к повышению экологической и экономической эффективности за счет сотрудничества в области управления окружающей средой и ресурсами, в том числе энергией, водой и материалами. Работая вместе, бизнес-сообщество ищет коллективную выгоду, которая больше, чем сумма отдельных выгод каждой из компаний, если они будут оптимизировать только свою индивидуальную производительность. Они осуществляют полный цикл обращения с отходами от сортировки до переработки и захоронения. Два таких проекта уже реализует ООО «Управление отходами» в Мурманской и Архангельской областях.

Таким образом, Послание Президента с точки зрения перспектив дальнейшего совершенствования законодательства определило широкий круг направлений деятельности по развитию АЗРФ. Конечно реализация всех этих задач, поставленных Президентом, требует и времени, и средств, и совершенствования юридических основ расходов бюджета. Однако, выполнение этих проектов возможно с привлечением внебюджетных средств, с использованием ГЧП и правильной координацией взаимодействия между органами власти, обществом и бизнесом.

Список литературы

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // [Электронный ресурс] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/(дата обращения 10.03.2018)

2. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"//[Электронный ресурс] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/ (дата обращения 10.03.2018)

3. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года// [Электронный ресурс]-URL: http://карьеры-евразии.рф/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения 10.03.2018)

4. Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 “Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года” // [Электронный ресурс]- URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71625734/ (дата обращения 22.09.17)

5. Балобанов А. Е., Воротников А.М., Майоров С.В. Роль транспортно-логистической инфраструктуры в реализации проектов опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации // Журнал экономических исследований . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . 2018. Т. 4. №. 2. С. 17-27. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (дата обращения: 09.03.2018).

6. Воротников А.М. Финансирование проектов создания и развития локальной энергетики// Региональная энергетика и энергосбережение. - №3. - 2017. - С. 46-49.

7. Воротников А.М. Инфраструктурная ипотека - новый механизм финансирования//Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №4. - С. 61-63.

8. Национальный арктический научно-образовательный консорциум (сайт) // URL :http://arctic-union.ru/ (дата обращения 10.03. 2018)

Войти или Создать
* Забыли пароль?