ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются тенденции развития технологии оценивания учебных достижений учащихся в отечественной педагогике в исторической ретроспективе с XV до начала XXI в. Анализируются взгляды отечественных педагогов на проблемы оценивания учебных достижений школьников.

Ключевые слова:
педагогическая оценка, отметка, содержательная оценка, учебные достижения учащихся, образовательные результаты, особенности оценки по ФГОС НОО.
Текст

Педагогическая оценка сопровождает цивилизацию с того момента, когда от одного человека другому были переданы первые знания. Она появилась вместе с необходимостью передачи социокультурного опыта в специально организованных для этого условиях. В свою очередь формы передачи опыта в истории развития школы менялись: беседа, работа в мастерских, вербальное наставление, система классно-урочного обучения и др. Оценка возникла в виде одобрения (или неодобрения) деятельности обучающегося со стороны учителя и выражалась в форме оценочных суждений.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ XV — XVII вв.

Историю педагогической оценки в европейской культуре можно проследить с XV в., когда оценивание результатов учебных достижений учащихся стало сопровождаться неким «документальным» подтверждением. В иезуитских школах XV в. успешных учеников поощряли специальными знаками отличия: жетонами, ленточками, их имена записывали на красную или мраморную доски. Многообразны были и наказания: от сверхурочных работ до позорящего характера «ослиных ушей», «дурацких колпаков», «адской лестницы» и т.п. [7, с. 22].

По утверждению А. Петрищева, первым, кто в XVI в. ввел балльную систему оценок как способ подстегнуть соревнование и возбудить честолюбие учащихся, был Клаудио Аквавива — генерал ордена иезуитов [6, с. 74]. Учебный год заканчивался экзаменами, в ходе учебы контроль был постоянным: ежемесячно проходили письменные испытания, на основании которых учеников делили на две группы. Высшей отметкой считался один балл, и в соответствии с полученной оценкой все ученики делились на разряды: «Худших сажали на последние скамейки. Лучшие становились помощниками учителя. Они обязаны были ежедневно до начала занятий спрашивать пять прикрепленных к ним учеников по заданным урокам, в специальном нотнике ставить им отметки, а потом на уроке докладывать о результатах учителю, который проверял методом опроса правильность выставленных отметок» [7, с. 22].

 

Войти или Создать
* Забыли пароль?