ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В предлагаемой статье исследуются особенности государственной итоговой аттестации по химии и ее влияние на контрольно-оценочную деятельность по предмету. В процессе исследования автором было проанализировано содержание стандартизированных контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по химии, изучена суть процесса операционализации планируемых результатов и требований к уровню подготовки учащихся, приведены соответствующие примеры, а также рассмотрена возможность включения компетентностно ориентированных заданий в государственную итоговую аттестацию. Таким образом, в процессе исследования автором сформулирован вывод о системообразующей роли операционализации требований в процессе контроля знаний и умений, а также возможности включения компетентностно ориентированных заданий в контрольные измерительные материалы по химии при условии тщательного продумывания критериев оценивания таких заданий.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, стандартизированный контроль, контрольные измерительные материалы, государственная итоговая аттестация, операционализация, компетентностно ориентированные задания.
Текст

Вот уже более 15 лет государственная итоговая аттестация (ГИА) по химии проводится с использованием экзаменационных вариантов, централизованно разрабатываемых в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ). Основной формой проведения ГИА по химии является тестирование, для которого применяются стандартизированные контрольные измерительные материалы (КИМ). В отличие от традиционного теста, представляющего собой, как правило, набор контрольных заданий в одной или двух формах, достаточно произвольно скомпонованных по уровням трудности, современные тестовые материалы, используемые в ГИА, построены по математическим моделям в соответствии с поставленными целями измерительной процедуры. Более того, включаемые в экзаменационные варианты задания проходят апробационные и экспертные процедуры, получая при этом первоначальные статистические характеристики. По вышеуказанным причинам понятие «контрольные измерительные материалы» более точно отражает содержательную и процессуальную сущность используемых в ГИА материалов, подчеркивая их отличие от тестов. Таким образом, КИМ ГИА представляют собой комплекс материалов, состоящих из средств педагогических измерений (тестовых заданий), бланков ответов, инструкций по технологии и процедуре проведения, выполнению заданий, методам обработки первичных результатов, оцениванию и шкалированию. Следует заметить, что тестирование в школьном химическом образовании не является новой
технологией в контрольно-оценочной деятельности. Практика применения тестовых заданий существовала задолго до введения в школьную практику ОГЭ и ЕГЭ. Так уже в работе В.Н. Верховского сформулированы основные подходы к разработке и формулированию заданий по химии в тестовой форме [1]. Однако как основная форма осуществления контроля за образовательными достижениями учащихся тестирование получило наиболее широкое распространение лишь с введением ЕГЭ (после 2001 г.). Именно разработка КИМ ГИА по химии оказала существенное влияние не только на итоговый контроль, но и на всю систему школьного химического образования. Так, например, это проявилось в уточнении принципов отбора изучаемого содержания, определении форм заданий, применяемых в рамках текущего и итогового контроля, изменении подходов к оцениванию работ обучающихся и др. [7]. Важными особенностями ОГЭ и ЕГЭ как форм итоговой аттестации являются их строгая ориентированность на содержание Федерального компонента государственного стандарта (ФК ГС, 2004 г.), а также единообразная процедура проведения на всей территории России и за ее пределами. Данные обстоятельства служат одними из оснований, которые позволяют отнести данные формы ГИА к стандартизированному контролю, который можно определить как процесс установления степени соответствия образовательных достижений обучающихся — системы знаний, метапредметных и предметных умений, опыта практической и творческой деятельности — требованиям стандарта. Так, например, в рамках текущего и рубежного контроля наиболее широкое распространение получили формы заданий, аналогичные тем, что применяются в рамках стандартизированных контрольно-оценочных процедур. Следует заметить и негативную сторону данной тенденции, которая проявляется в существенном уменьшении вариативности заданий, применяемых при отработке, обобщении и систематизации материала на уроках химии. Существенно уменьшилось число пособий, включающих не тестовые, а так называемые традиционные задания, широко использовавшиеся в 1970–1990 гг. и предусматривающие полную запись ответа и/или
его обоснование [2].

Список литературы

1. Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе: пособие к стабильному учебнику (для преподавателей). - М.; Л., 1934. - 376 с.

2. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии: учеб. пособие для учащихся 7-10 кл. сред. шк. - 6-е изд. - М., 1988. - 192 с.

3. Добротин Д.Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2017. - №2 (26). - С.100-105. - (Естественные науки).

4. Каверина А.А., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 класс (Работаем по новым стандартам). - М. : Просвещение, 2013. - 128 с.

5. Каверина А.А. Моделирование учебно-познавательных и учебно-практических задач по химии для оценки учебных достижений выпускников основной школы // Педагогические измерения. - 2016. - № 1. - С. 59-65.

6. Каверина А.А., Молчанова Г.Н., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Из опыта разработки заданий по естественнонаучной грамотности школьников при обучении химии // Педагогические измерения. - 2017. - № 2. - С. 91-96.

7. Шаталов М.А. Об образовательных результатах процесса обучения в контексте требований нового Федерального государственного образовательного стандарта // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 4-1. - С. 271-274.

8. Шаталов М.А. Оценивание образовательных результатов учащихся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС ОО // Образование: ресурсы развития. - 2015. - № 3. - С. 59-68.

9. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. - М. : Логос, 2002. - 432 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?