OPERATIONALIZATION OF THE REQUIREMENTS OF THE STANDARD AS A BACKBONE FACTOR OF THE CONTROL AND ASSESSMENT ACTIVITIES IN THE SCHOOL CHEMICAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the peculiarities of the state fi nal examination in chemistry and its impact on test and evaluation activities on the subject. In the process of studies, the author analyzed the content of standardized control and measuring materials of the state fi nal certifi cation, studied the essence of the process of operationalization of the planned results and requirements to level of preparation of students, gave examples and considered incorporating the competence oriented tasks in the fi nal certifi cation. Thus, in the process of research, the author formulated the conclusion about the strategic role of operationalization of requirements in the process control knowledge and skills, as well as the possibility of including a competence-oriented tasks in the control and measuring materials provided careful thought assessment criteria of these tasks.

Keywords:
Federal state educational standards, standardized control, control and measuring materials, state fi nal examination, operationalization, competence oriented tasks.
Text

Вот уже более 15 лет государственная итоговая аттестация (ГИА) по химии проводится с использованием экзаменационных вариантов, централизованно разрабатываемых в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ). Основной формой проведения ГИА по химии является тестирование, для которого применяются стандартизированные контрольные измерительные материалы (КИМ). В отличие от традиционного теста, представляющего собой, как правило, набор контрольных заданий в одной или двух формах, достаточно произвольно скомпонованных по уровням трудности, современные тестовые материалы, используемые в ГИА, построены по математическим моделям в соответствии с поставленными целями измерительной процедуры. Более того, включаемые в экзаменационные варианты задания проходят апробационные и экспертные процедуры, получая при этом первоначальные статистические характеристики. По вышеуказанным причинам понятие «контрольные измерительные материалы» более точно отражает содержательную и процессуальную сущность используемых в ГИА материалов, подчеркивая их отличие от тестов. Таким образом, КИМ ГИА представляют собой комплекс материалов, состоящих из средств педагогических измерений (тестовых заданий), бланков ответов, инструкций по технологии и процедуре проведения, выполнению заданий, методам обработки первичных результатов, оцениванию и шкалированию. Следует заметить, что тестирование в школьном химическом образовании не является новой
технологией в контрольно-оценочной деятельности. Практика применения тестовых заданий существовала задолго до введения в школьную практику ОГЭ и ЕГЭ. Так уже в работе В.Н. Верховского сформулированы основные подходы к разработке и формулированию заданий по химии в тестовой форме [1]. Однако как основная форма осуществления контроля за образовательными достижениями учащихся тестирование получило наиболее широкое распространение лишь с введением ЕГЭ (после 2001 г.). Именно разработка КИМ ГИА по химии оказала существенное влияние не только на итоговый контроль, но и на всю систему школьного химического образования. Так, например, это проявилось в уточнении принципов отбора изучаемого содержания, определении форм заданий, применяемых в рамках текущего и итогового контроля, изменении подходов к оцениванию работ обучающихся и др. [7]. Важными особенностями ОГЭ и ЕГЭ как форм итоговой аттестации являются их строгая ориентированность на содержание Федерального компонента государственного стандарта (ФК ГС, 2004 г.), а также единообразная процедура проведения на всей территории России и за ее пределами. Данные обстоятельства служат одними из оснований, которые позволяют отнести данные формы ГИА к стандартизированному контролю, который можно определить как процесс установления степени соответствия образовательных достижений обучающихся — системы знаний, метапредметных и предметных умений, опыта практической и творческой деятельности — требованиям стандарта. Так, например, в рамках текущего и рубежного контроля наиболее широкое распространение получили формы заданий, аналогичные тем, что применяются в рамках стандартизированных контрольно-оценочных процедур. Следует заметить и негативную сторону данной тенденции, которая проявляется в существенном уменьшении вариативности заданий, применяемых при отработке, обобщении и систематизации материала на уроках химии. Существенно уменьшилось число пособий, включающих не тестовые, а так называемые традиционные задания, широко использовавшиеся в 1970–1990 гг. и предусматривающие полную запись ответа и/или
его обоснование [2].

References

1. Verkhovskiy V.N., Gol’dfarb Ya.L., Smorgonskiy L.M. Metodika prepodavaniya khimii v sredney shkole: posobie k stabil’nomu uchebniku (dlya prepodavateley) [Methods of teaching chemistry in the secondary school. Handbook for stable textbook (for teachers)]. Moscow, Leningrad, 1934. 376 p.

2. Gol’dfarb Ya.L., Khodakov Yu.V., Dodonov Yu.B. Sbornik zadach i uprazhneniy po khimii [Collection of problems and exercises in chemistry]. Moscow, 1988. 192 p.

3. Dobrotin D.Yu. Predmetno-kompetentnostnyy podkhod k kontrol’no-otsenochnoy deyatel’nosti v shkol’nom khimicheskom obrazovanii [Domain-competence-based approach to monitoring and evaluation activities in the school chemical education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Moscow city pedagogical University]. 2017, I. 2 (26), pp.100-105.

4. Kaverina A.A., Ivanova R.G., Dobrotin D.Yu. Khimiya. Planiruemye rezul’taty. Sistema zadaniy 8-9 klass. (Rabotaem po novym standartam) [Chemistry. Planned result. System especially 8-9 class (Working on new standards)]. Moscow, Prosveshchenie, 2013. 128 p.

5. Kaverina A.A. Modelirovanie uchebno-poznavatel’nykh i uchebno-prakticheskikh zadach po khimii dlya otsenki uchebnykh dostizheniy vypusknikov osnovnoy shkoly [Modeling of educational-cognitive and educational-practical tasks on chemistry for estimation of educational achievements of graduates of the basic school]. Pedagogicheskie izmereniya [Educational measurement]. 2016, I. 1, pp. 59-65.

6. Kaverina A.A., Molchanova G.N., Sviridenkova N.V., Snastina M.G. Iz opyta razrabotki zadaniy po estestvennonauchnoy gramotnosti shkol’nikov pri obuchenii khimii [Experience in the development of jobs in the science literacy of students in teaching chemistry]. Pedagogicheskie izmereniya [educational measurement]. 2017, I. 2, pp. 91-96.

7. Shatalov M.A. Ob obrazovatel’nykh rezul’tatakh protsessa obucheniya v kontekste trebovaniy novogo Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta [On the educational results of the learning process in the context of the requirements of the new Federal state educational standard]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. 2014, I. 4-1, pp. 271-274.

8. Shatalov M.A. Otsenivanie obrazovatel’nykh rezul’tatov uchashchikhsya v protsesse obucheniya v usloviyakh realizatsii FGOS OO [Evaluation of educational results of students in the learning process in the implementation of GEF NGO]. Obrazovanie: resursy razvitiya [Education: resources for development]. 2015, I. 3, pp. 59-68.

9. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov [Theory and practice of designing pedagogical tests]. Moscow, Logos Publ., 2002. 432 p.

Login or Create
* Forgot password?