РОЛЬ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ В ОТНОШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В УКРАИНЕ (2013–2014 ГГ.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Региональный кризис в Украине имеет глобальное значение – в него включены интересы США, ЕС и России. Германия, являющаяся ведущей экономикой ЕС, была особенно заинтересована в том, чтобы Украина вошла в поле влияния ЕС путем инструментов «мягкой силы». В данной статье рассматривается и анализируется значение и вклад практик публичной дипломатии Германии в развитие острого политического конфликта на Украине в период с 2013 по 2014 г.

Ключевые слова:
Публичная дипломатия, «мягкая сила», Украина, Германия, информационно-психологическое противоборство.
Текст

Украинский политический кризис имеет глубокие внутренние и внешние причины, чем обуславливается его сложность и динамизм.

Сложность кризиса также усугубляется широтой методов противоборства – от жестких мер вроде разгона демонстраций, массовых убийств, заказных покушений и массовых уличных драк до инструментов «мягкой силы» – СМИ, информационные «вбросы» и операции, публичная дипломатия иностранных государств. Данная статья рассматривает политический конфликт именно в плоскости поля «мягкой силы», в которой значительное место занимают практики инструменты публичной дипломатии.

В научном сообществе публичная дипломатия понимается как «процесс коммуникации с иностранными аудиториями с участием правительства с целью обеспечения понимания и взаимопонимания их идей и идеалов, институтов и культуры, также как целей и политики» [12].

Публичная дипломатия преследует следующие цели: 1) культивацию общественного мнения за рубежом; 2) взаимодействие частных групп и интересов одной страны с группами других стран; 3) содействие межкультурной коммуникацией между государствами, народами, гражданскими обществами и цивилизациями [10, c. 119].

Прежде всего, публичная дипломатия – это часть стратегической коммуникации, как и связи с общественностью своей страны (Public Affairs) и информационные операции (Information Operations) [5, c. 139].

Стратегическая коммуникация – это проецирование государством в сознание национальных и зарубежных целевых аудиторий определенных стратегических ценностей, интересов и целей путем адекватной синхронизации разносторонней деятельности во всех областях общественной жизни с ее профессиональным коммуникационным сопровождением [6, c. 150].

Широко известно, что острая фаза политического конфликта на Украине началась в связи с приостановкой правительства Николая Азарова соглашения об ассоциации с Европейским cоюзом. Данная приостановка была продиктована социально-экономическими соображениями, так как правительство Азарова прогнозировало в случае подписания соглашения рост цен на тарифы, российское сырье, заморозку льгот [1].

Кроме того, нельзя учитывать тот факт, что уже в 2013 г. украинская экономика объективно находилась в условиях структурного кризиса, поэтому было бы слишком поверхностно считать причиной украинского политического кризиса только лишь попытки правительства Азарова остановить евроинтеграцию.

Однако в то же время нельзя недооценивать роль политики ЕС и роль европейских некоммерческих организаций в формировании политического конфликта и смены власти: с помощью публичной дипломатии, важнейшего инструмента «мягкой силы», удалось повлиять на общественные настроения в Украине, организуя массовые протесты. Также партийные фонды участвовали в создании и развитии украинских правозащитных организаций, которые в дальнейшем в ходе «Евромайдана» оказали политическое давление на правительство В. Януковича, тем самым поддержав государственный переворот. Немецкие НКО профинансировали украинские правозащитные группы, выделив им около ста тысяч евро.

Публичная  дипломатия Германии на Украине в указанный период проводилась через следующие структуры: Фонд Генриха Белля, Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Фридриха Наумана, Немецкое общество восточноевропейских исследований и радиостанция «Немецкая волна» [11].

Немецкий фонд имени Конрада Аденауэра (он является «партийным фондом» партии ХДС), начавший работать в Украине с 1994 г., оказал поддержку многим проевропейским партиям и движениям, которые выступали за соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В частности, фонд оказывает финансовую, информационную поддержку и консультации партиям «Удар» и «Свобода» (последняя была признана другим немецким фондом – им. Ф. Эберта – неонацистской партией).

Также были профинансированы не только оппозиционные партии, но и оппозиционные СМИ, группы в социальных сетях, веб-сайты для проведения информационных операций против противников нового киевского правительства.

29 мая 2013 г. ФКА в Берлине посещает бывший министр внутренних дел Юрий Луценко и встречается с немецкими экспертами-украинистами [3]. В ходе встречи делается акцент на высокой необходимости вступления Украины в ЕС через подписание соглашения об ассоциации, которое приведет к постепенным политическим реформам. Такие публичные мероприятия в форме диалога официальных лиц Украины с немецкими журналистами или экспертами в 2013 г. будут проходить довольно часто.

Например, еще 3-5 июля 2013 г. в Киеве состоялась встреча бывших стипендиатов ФКА из Украины, Грузии, Республики Беларусь и России [2]. Среди стипендиатов – студенты украинских вузов, журналисты, депутаты, гражданские активисты. Перспективы отношения Украины и ЕС, а также вопросы интеграции были вынесены в отдельную секцию. С докладом о перспективах отношений Украины и ЕС выступал нардеп Украины Борис Тарасюк. Такого рода события являются, безусловно, частью публичной дипломатии, в ходе диалога с определенными кругами во власти формируется повестка дня.

Нельзя забывать, что важным инструментом публичной дипломатии являются образовательные инициативы и программы обмена.

К примеру, рассмотрим функционирование образовательной программы фонда ФКА «Школа европейского политика».

3–5 апреля 2013 г. ФКА совместно с Молодежным Народным Движением организует «Школу европейского политика» [9]. На встрече присутствовали немецкие политики из ХДС. В пресс-релизе мероприятия отчетливо подчеркивается интерес украинских активистов в перспективе евроинтеграции.

Еще до «Евромайдана» немецкие субъекты публичной дипломатии ставили вопрос о переходе Украины из сферы влияния РФ. В конце января 2013 г. в Академии Фонда Аденауэра  состоялась конференция «Между Россией и ЕС» [4]. На данное мероприятие были приглашены эксперты и политики из Украины и Германии. В ходе мероприятия начальник Главного отдела европейской политики и международного сотрудничества Фонда Конрада Аденауэра д-р Герхард Валерс заявил: «Лично я считаю, что было бы хорошо, если бы Украина двигалась путем в направлении Европы и ЕС». На конференции присутствовали члены провластной «Партии Регионов», так и оппозиционной «Батькивщины» и партии «Удар». В ходе конференции оппозиционный депутат Парубий подчеркнул приоритетность «европейского пути» Украины.

«Вступление в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью однозначно отдалит Украину от Евросоюза», – считает политолог Национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Гарань.

Представительство фонда имеет определенную позицию относительно вопроса о внешнеполитическом курсе Украины. Так, 2 декабря 2013 г.  на сайте украинского представительства ФКА появляется заметка под заголовком «Президент Украины выбирает путь в никуда» [8]. В заметке подчеркивается массовость акции и отказ от евроинтеграции как их причина.

На сайте Украинского представительства Фонда Эберта присутствует следующая запись: «После событий 2014 году Украина стала неоспоримым образцом для подражания во всем регионе, как в негативном, так и в положительном смысле. Деятельность Представительства Фонда имени Фридриха Эберта в Киеве является отражением значения: успех трансформационных процессов в Украине к постоянной демократии и функционирующей правовой и социальной государства будет означать значительную обратную силу для всех стран Восточной Европы».

Таким образом, провозглашается, что Фонд Фридриха Эберта стремится помочь наладить социальные отношения в новых условиях, среди приоритетных направлений – гендерное равенство, социальное равенство и экология.

Однако, несмотря на то, что цели многих немецких негосударственных организаций могут сильно отличаться от политических, руководства фондов нередко выступают в качестве публичных спикеров от имени европейской политики. Яркий пример – выступление главы Фонда Белля Ральфа Фюкса [7], а также интервью главы представительства Фонда имени Наумана на Украине Мириам Космель радиостанции «Немецкая Волна».  Можно сказать, что лидеры НКО сделали во многом Германию своеобразным локомотивом в отношении ЕС–Украина.

На протяжении всего кризиса правительством ФРГ с помощью общественных организаций была осуществлена организация инфраструктуры массовых протестов. А также немецкими НПО велась работа по «культивации» радикально антиправительственного «общественного мнения», т.е. создавалась обширная зона недовольства, когда недовольство властью отдельных групп населения преподносилось в прозападных СМИ, как мнение «всего народа». Тем самым граждане Украины, недовольные разными сторонами жизни, сплотились в общественную силу, которая пошла на «штурм» против В. Януковича и его сторонников, в которых протестующие увидели «коллективного врага», виновника всех реальных и вымышленных бед.

А когда на Майдане пролилась кровь, то при помощи трансляции образов «мучеников и жертв» в западных СМИ (в том числе немецких), была достигнута активная поддержка частью населения «демократической оппозиции» в борьбе с «авторитарным режимом». В итоге Янукович и его сторонники лишились власти.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что Россия должна не только уметь защищаться во время информационно-психологического противоборства, но и давать ассиметричный ответ путем завоевания доверия среди целевых аудиторий с помощью публичной дипломатии. Именно поэтому опыт немецкой публичной дипломатии должен быть тщательно изучен в России и применен в отечественных внешнеполитических реалиях.

Список литературы

1. Газета «Сегодня».Азаров объяснил, почему Украина отказалась от Ассоциации. 22 Ноября 2013. Доступ: http://www.segodnya.ua/politics/pnews/azarov-obyasnil-pochemu-ukraina-otkazalas-ot-associacii-476958.html (дата обращения:26.07.2017)

2. Зустріч колишніх стипендіатів у Києві. Семінар із підтримки контактів. 8. Липень 2013. Доступ: http://www.kas.de/ukraine/ukr/publications/34961/ (Дата обращения: 26.07.2017).

3. Моя мрія - щоб Україна стала частиною Європейського Союзу".Юрій Луценко в гостях у Фонді Конрада Аденауера. 29 травня 2013. Доступ: http://www.kas.de/ukraine/ukr/publications/34594/ (Дата обращения:26.07.2017).

4. Між Росією та ЄС. Berlin, 29. Січень 2013. Доступ: http://www.kas.de/ukraine/ukr/publications/33385/ (Дата обращения:26.07.2017)

5. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления - М.: МЦСПИК, 2014. - 472 c.

6. Пашенцев Е.Н.Провокация как элемент стратегической коммуникации США: опыт Украины.\\ Государственное управление электронный вестник. № 44. Июнь 2014.

7. Представительство Фонда Белля в Украине. Есть риск, что лидеры Европы бросят Украину,- немецкий эксперт. 01.06.2015. Доступ: https://ua.boell.org/uk/2015/06/01/est-risk-chto-lidery-evropy-brosyat-ukrainu-nemeckiy-ekspert (Дата обращения: 26.07.2017).

8. Регiональнi звiти. Президент України обирає шлях "в нікуди". Ukraine, 2. Грудень 2013. Доступ: http://www.kas.de/ukraine/ukr/publications/36234/ (Дата обращения: 26.07.2017).

9. Семінар із Молодим Народним Рухом. Школа європейського політика. 5 - 7 Квіт. 2013. Доступ: http://www.kas.de/ukraine/ukr/publications/33997/ (Дата обращения:26.07.2017).

10. Anholt S. Brand New Justice: The Upside of Global Branding. Oxford, 2003. 180 p.

11. DeutscheWelle. Online. Эксперт: Лояльность олигархов Януковичу не гарантирована. 12.12.2013. Доступ: http://www.dw.com/ru/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82-%D0%BB%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D1%8F%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%83-%D0%BD%D0%B5 %D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0/a-17293529 (дата обращения:26.07.2017).

12. New Public Diplomacy: Soft Power in International Relations / edited by. Jan Melissen. N.Y.2005. - 221 P.//http://www.culturaldiplomacy.org.[Site] (26.07.2015).URL:www.culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/The_New_Public_Diplomacy.pdf, (accessed 26.07.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?