Тобольск, Тюменская область, Россия
Тобольск, Тюменская область, Россия
В данной статье рассматриваются возможности организации профильного обучения школьников на примере сотрудничества школы и технического ВУЗа. Определены дидактические функции химического эксперимента, показана его роль в формировании исследовательских умений обучающихся. Предложена нестандартная форма сотрудничества образовательных учреждений, ориентирующая обучающихся к построению индивидуальной образовательной траектории на базе профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов.
профильное обучение, профильный класс, химический эксперимент, исследовательская работа, индивидуальная образовательная траектория.
Переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы — одно из главных нововведений, предусмотренных в рамках модернизации российского общего образования и активно внедряемых в школьную практику. Профилизация старшей школы предусматривает получение полноценного образования разными категориями обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями, потребностями, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, способствует повышению его качества, так как профильное обучение предполагает создание условий для глубокого овладения школьниками выбранными учебными предметами с целью продолжения образования по предпочитаемому профилю. Химико-технологический профиль ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающихся, их познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьников. Формирование исследовательских умений обучающихся профильного химико-технологического класса осуществляется в ходе выполнения химического эксперимента, когда школьники учатся выявлять проблему, анализировать теоретические вопросы, выстраивать логическую цепь утверждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. В системе современного обучения большая роль отводится химическому эксперименту, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Химический эксперимент способствует развитию самостоятельности, мышления, умственной активности обучающихся, повышает интерес к предмету. Химический эксперимент может выполнять
различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач. На современном этапе, когда сократилось количество часов на преподавание предмета химии, а интернет-ресурсы стали доступными в любом школьном химическом кабинете, в школьной практике виртуальный эксперимент стал вытеснять реальный. Однако, ФГОС ставит перед современной школой одну из задач — подготовить выпускника с активной жизненной позицией, которая предполагает формирование личности, способной к критическому анализу и обладающей следующими экспериментальными компетентностями: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием, растворять твердые вещества, проводить отстаивание, фильтрование, обращаться с кислотами, щелочами, готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, собирать из готовых деталей приборы, определять с помощью характерных реакций неорганические и органические вещества, полимерные материалы, овладеть правилами безопасного обращения с веществами.
1. Беляк Е.Л. Реализация профильной модели «Школа - ВУЗ» через дистанционное обучение // Тенденции и перспективы развития электронного образования: материалы Международной научно-методической видео-конференции под ред. В.В. Майера, С.М. Моор, С.В. Соклаковой. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. С. 12-14.
2. Беляк Е.Л. Использование нетрадиционных педагогических технологий при организации профильного обучения школьников в рамках элективной подготовки реализуемой вузом // Опыт новаций в регионах России : Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Макареня, С.В. Кривых. - СПб. : Экспресс, 2013. - С. 91-96.
3. Беляк Е.Л., Лосева Н.И. Организация исследовательской работы школьников по органической химии в условиях реализации профильной модели «Школа - вуз» // Школа Будущего. - 2017. - № 2. - С. 63-68.
4. Лосева Н.И. Исследовательская работа учащихся в условиях школьной лаборатории // Химия в школе. - 2016. - № 6. - С. 42-44.
5. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
6. Профилизация образования: опыт реализации. В 3 ч. Ч. 1. Педагогика профильной школы : учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. - М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007. 296 с.