THE ORGANIZATION OF PROFILE TRAINING OF PUPILS THROUGH IMPLEMENTATION OF THE «UNIVERSITY SATURDAYS PROJECT»
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the possibility of the organization of profi le training of pupils on the example of cooperation between school and University.The didactic function of chemical experiment is defi ned, its role in the formation of research skills of students is shown. The non-standard form of cooperation of educational institutions is proposed, orienting learners to build individual learning paths on the basis of trade preferences in the context of cognitive interests.

Keywords:
specialized instruction, profi le class, chemical experiment, research work of students, individual educational trajectory.
Text

Переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы — одно из главных нововведений, предусмотренных в рамках модернизации российского общего образования и активно внедряемых в школьную практику. Профилизация старшей школы предусматривает получение полноценного образования разными категориями обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями, потребностями, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, способствует повышению его качества, так как профильное обучение предполагает создание условий для глубокого овладения школьниками выбранными учебными предметами с целью продолжения образования по предпочитаемому профилю. Химико-технологический профиль ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающихся, их познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьников. Формирование исследовательских умений обучающихся профильного химико-технологического класса осуществляется в ходе выполнения химического эксперимента, когда школьники учатся выявлять проблему, анализировать теоретические вопросы, выстраивать логическую цепь утверждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. В системе современного обучения большая роль отводится химическому эксперименту, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Химический эксперимент способствует развитию самостоятельности, мышления, умственной активности обучающихся, повышает интерес к предмету. Химический эксперимент может выполнять
различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач. На современном этапе, когда сократилось количество часов на преподавание предмета химии, а интернет-ресурсы стали доступными в любом школьном химическом кабинете, в школьной практике виртуальный эксперимент стал вытеснять реальный. Однако, ФГОС ставит перед современной школой одну из задач — подготовить выпускника с активной жизненной позицией, которая предполагает формирование личности, способной к критическому анализу и обладающей следующими экспериментальными компетентностями: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием, растворять твердые вещества, проводить отстаивание, фильтрование, обращаться с кислотами, щелочами, готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, собирать из готовых деталей приборы, определять с помощью характерных реакций неорганические и органические вещества, полимерные материалы, овладеть правилами безопасного обращения с веществами.

References

1. Belyak E.L. Realizatsiya profi l’noy modeli «Shkola - VUZ» cherez distantsionnoe obuchenie [Implementation of the profi le model “School - High School” through distance learning]. Tendentsii i perspektivy razvitiya elektronnogo obrazovaniya [Tendencies and prospects for the development of education]. Tyumen’ , TyumGNGU Publ., 2014, pp. 12-14.

2. Belyak E.L. Ispol’zovanie netraditsionnykh pedagogicheskikh tekhnologiy pri organizatsii profi l’nogo obucheniya shkol’nikov v ramkakh elektivnoy podgotovki realizuemoy VUZom [Use of non-traditional pedagogical technologies in the organization of profi le education of schoolchildren in the framework of elective preparation implemented by the university]. Opyt novatsiy v regionakh Rossii [Experience of innovations in the regions of Russia]. St. Petersburg, Ekspress Publ., 2013, pp. 91-96.

3. Belyak E.L., Loseva N.I. Organizatsiya issledovatel’skoy raboty shkol’nikov po organicheskoy khimii v usloviyakh realizatsii profi l’noy modeli «Shkola - vuz» [Organization of the research work of schoolchildren in organic chemistry in the context of the profile model «School - university»]. Shkola Budushchego [School of the Future]. 2017, I. 2, pp. 63-68.

4. Loseva N.I. Issledovatel’skaya rabota uchashchikhsya v usloviyakh shkol’noy laboratorii [Research work of students in the conditions of school laboratory]. Khimiya v shkole [Chemistry in school]. 2016, I. 6, pp. 42-44.

5. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 18.07.2002 № 2783 «Ob utverzhdenii Kontseptsii profil’nogo obucheniya na starshey stupeni obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of July 18, 2002 No. 2783 “On the approval of the Concept of profile education at the senior level of general education”].

6. Profilizatsiya obrazovaniya: opyt realizatsii [Profilization of education: the experience of implementation]. Pedagogika profil’noy shkoly [Pedagogy of the profile school]. Moscow, «Inform- Byuro» Publ., 2007. 296 p.

Login or Create
* Forgot password?