Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся данные эмпирического исследования детского словотворчества в лингвокультурологическом аспекте. На основе анализа дневниковых записей многодетной семьи Матониных-Морозовых (о. Соловки) в период с 1981 по 2001 г. систематизированы приемы словообразования и особенности мышления детей в различные возрастные периоды, сделаны выводы о закономерностях отражения в речи впечатлений об окружающем мире. Лексический материал получен в результате наблюдений за развитием речи сводных братьев и сестер: Вали (1981 г.р.), Кати (1983 г.р.), Маши (1982 г.р.), Виталика (1984 г.р.), Александры (1986 г.р.) и Николая (1993 г.р.) Матониных-Морозовых. Использованы также высказывания детей, с которыми дружили или общались герои книги «Голоса из пятой квартиры». Нерасчлененность детского сознания и непосредственность самовыражения детей заставляют задуматься о сложной связи мыслей и языка в процессе развития и становления личности. В результате исследования отмечены возрастные особенности речи детей в возрасте от двух до пяти лет. Детям свойственны проявления анимистического и тотемистического мироощущения, характерного для культуры родовых сообществ. Они выражены, в частности, в символическом восприятии действительности, в одушевлении игрушек и предметов быта. В этом возрасте выделяются такие формы словотворчества, как словосложение, экономия языковых средств, употребление знакомых лексических форм для создания неологизмов на основе звукоподражания или знакомой функции предмета по аналогии. Особым явлением в речи детей можно назвать контаминацию, которая проявляется на всех уровнях языка. В возрасте пяти-шести лет дошкольники нередко формулируют мысли в виде коротких фантастических рассказов, притч или сказок. Это наиболее комфортная форма коммуникации, которая имеет характер языковой игры. В подростковом возрасте в речи появляются и доминируют жаргонные высказывания, подражание взрослым, проявляющиеся в неправильном употреблении терминологии, а также незнакомых слов.

Ключевые слова:
детская речь, особенности детского словотворчества, лингвокультурологический источник, дневниковые записи, возрастные особенности, творческие способности.
Текст

Возрастные особенности детского словотворчества рассматриваются в рамках психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики как форма языкового знания (врожденного или приобретенного), стадий усвоения языка, наличия общих черт у всех детей, овладевающих родным языком, выделения индивидуальных маркеров и вариаций. Под терминологическим словосочетанием «детская речь» (вслед за М.Д. Воейковой) мы будем понимать речевое развитие ребенка от первых вокализаций до «первого критического периода» [1] и рассмотрим лингвокультурологические аспекты детского словотворчества. Научная новизна исследования имеет методологический характер. Авторы разрабатывают лингвокультурологический подход к изучению детского словотворчества. Этот подход основан на соотнесении особенностей детского словотворчества в тот или иной возрастной период ребенка с процессами развития языка и становления культуры. Дневниковые записи как лингвокультурологический источник В качестве основных источников данных для современных исследований детской речи традиционно выступают эксперименты, записи спонтанной речи, опросники для родителей, а также дневниковые записи. Сделав оговорку об определенной субъективности дневниковых записей, в связи с тем, что составитель дневника обычно произвольно отбираетдля фиксирования нетипичные и интересные языковые факты, представим объект нашего анализа. Это книга одного из авторов данной статьи В.Н. Матонина «Голоса из пятой квартиры» [13], в которой собраны детские высказывания, позволяющие с точки зрения психолингвистики проследить изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка. Лексический материал получен в результате наблюдений за развитием речи сводных братьев и сестер Матониных-Морозовых. Записи сделаны в 1981–2001 гг. в Архангельске и на Соловецких островах, где жила семья Матониных-Морозовых. Сбор данных осуществлялся в течение 15 лет. Материал складывался из наблюдения за словотворчеством шестерых детей в семье и уже введен в научный оборот как хрестоматия по психолингвистике [13]. Наблюдения за речью детей расположены по возрастным периодам: «до двух лет», «от двух до трех лет», «от четырех до пяти лет», «от шести до восьми лет», «от девяти лет и старше». Хрестоматия востребована научным сообществом как источник, на который опираются в своих трудах М.В. Воейкова, Л.Х. Головенкина, С.Н. Цейтлин.

Список литературы

1. Воейкова М.Д. Языковое и познавательное моделирование в речи детей (на материале книги В. Н. Матонина «Голоса из пятой квартиры») [Текст] / М.Д. Воейкова // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики. Сборник статей к юбилею д. ф. н. проф. С. Н. Цейтлин. - СПб.: Златоуст, 2013. - С. 19-32.

2. Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи [Текст] / Н.В. Гагарина. - СПб.: Наука, 2008. - 275 c.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 c.

4. Гридина Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Текст] / Т.А. Гридина. - М.: Наука: Флинта, 2006. - 152 с.

5. Доброва Г.Р. Онтогенез персонального дейксиса [Текст] / Г.Р. Доброва. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - 492 c.

6. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] / М.Б. Елисеева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. - 143 с.

7. Князев Ю.П. Грамматическая семантика. Русский язык в типологической перспективе [Текст] / Ю.П. Князев. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 704 с.

8. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте [Текст] / В.В. Колесов. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2007. - 624 c.

9. Колесов В.В. Язык и ментальность [Текст] / В.В. Колесов. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2004. - 237 с.

10. Котов А.А. Как дети усваивают значение слова, которое недоступно их прямому восприятию: гипотеза о взаимодействии социального, языкового и понятийного опыта [Текст] / А.А. Котов, Е.Ф. Власова, Т.Н. Котова // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 2. - С. 50-57.

11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

12. Маланов С.В. Развитие у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте ориентировки в эмоциональных состояниях на основе овладения способами использования языковых средств [Текст] / С.В. Маланов // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 2. - С. 57-67.

13. Матонин В.Н. Голоса из пятой квартиры: Хрестоматия детской речи [Текст] / В.Н. Матонин. - Архангельск: Поморский университет им. М.В. Ломоносова, 2006. - 206 с.

14. Мурашов А.А. Интерференция в эгоцентрической речи ребенка [Текст] / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. - 2012. - № 3. - С. 39-44.

15. Мурашов А.А. На пути к творческой личности: отношение к слову как лингвистическая, психологическая и методическая проблема [Текст] / А.А. Мурашов // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 184-192.

16. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Союз, 1997. - 254 с.

17. Прейер В. Духовное развитие в первом детстве. С указанием для родителей о его наблюдении [Текст] / В. Прейер; пер. с нем., предисл. И.А. Сикорского. - СПб.: Изд-во А. Альмедингена, 1894. - 261 с.

18. Тульвисте Т. О развитии метаязыковых способностей у детей [Текст] / Т. Тульвисте // Язык и структура знания. - М.: Изд-во ИЯ АН СССР, 1990. - С. 113-121.

19. Тюрин П.Т. Метатезис в детской речи и его аспекты в общей теории языка [Текст] / П.Т. Тюрин // Психолингвистические проблемы семантики / Отв. ред. А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович. - М.: Наука, 1983. - С. 209-220.

20. Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности (анализ раннего речевого развития) [Текст] / Т.Н. Ушакова // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сб. ст. / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М.: Изд-во ИЯ АНСССР, 2003. - С. 7-21.

21. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Знак, 2009. - 362 с.

22. Campbell R., Wales R. The study of language acquisition // Lyons J. (ed.) New Hоrisons in Linguistics. Harmondsworth: Penguin, 1970. Рр. 242-260.

23. Peters A. Filler syllables: what is their status in emerging grammar? // Journal of child language. 2001. No. 1. Рp. 229-242.

Войти или Создать
* Забыли пароль?