с 01.09.2016 по 01.09.2018
Новосибирск, Новосибирская область, Россия
с 20.08.2010 по 01.03.2018
Россия
В статье представлен опыт Новосибирской области по разработке и применению компетентностно ориентированных заданий в системе профессионального образования. В связи с необходимостью оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на сегодняшний день актуальной становится разработка инновационных оценочных средств. Использование компетентностно ориентированных заданий в оценочных процедурах обосновано их отличительными признаками. Это деятельностные задания, позволяющие развивать и оценивать универсальные учебные действия; требующие не только воспроизведения, но и применения накопленных знаний в практической деятельности для решения конкретной учебной проблемы.
компетентностно ориентированные задания, общие и профессиональные компетенции, универсальные учебные действия (УУД).
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования ориентированы на формирование не столько знаний, умений у обучающихся, сколько общих и профессиональных компетенций. Компетенции рассматриваются «как динамический набор образовательных достижений, моделей поведения и личностных качеств обучающихся, которые в дальнейшем позволят им быть успешными» в профессиональной деятельности [5]. Обновление содержания образования потребовало изменения контрольно-оценочной деятельности образовательного процесса, который актуален сегодня для всех уровней образования. Изменения идут в направлении оценки и контроля деятельности. Для уровня общего образования это оценка УУД, освоения проектной и исследовательской деятельности. Появляются результаты исследований и практические разработки оценки действий на уровне общего образования [3, 9]. Компетентностно ориентированные задания актуальны и для общеобразовательной школы, особенно, для комплексных работ [2, 10]. Перед профессиональными образовательными учреждениями возникает задача по созданию новых оценочных средств, имеющих инновационный характер, обеспечивающих высокую объективность, обоснованность и сопоставимость
оценок с уровнем сформированности компетенций, как общих, так и профессиональных. В отечественной литературе пока еще недостаточно информации о приемах, с помощью которых на разных стадиях обучения могут про-
веряться уровни сформированности компетенций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. Мало примеров разработки таких заданий, которые смогли бы быть использованы, с одной стороны, для акти-
визации познавательной деятельности обучающихся и организации самостоятельной работы, с другой стороны, не требовали больших временных затрат на проверку и анализ ее результатов [1, 4, 7, 8]. Оценка компетенций — очень сложная задача как в теоретическом, так и в практическом плане. Основная трудность в создании заданий на оценку компетенций связана с тем, что они формируются и проявляются обучающимися только в деятельности. Следовательно, эту деятельность необходимо планировать и организовывать в образовательном процессе, а затем оценивать. Оценку деятельности в профессиональном образовании на завершающем этапе могут обеспечить демонстрационный экзамен, а также профессиональные конкурсы и олимпиады. Однако согласно современным образовательным стандартам требуется обеспечить текущий контроль и промежуточную аттестацию, проверку сформированности всех заявленных компетенций. Текущий контроль не должен занимать много времени, следовательно, экспертное наблюдение за деятельностью не может быть основным способом
оценки в рамках текущего контроля. В дидактических исследованиях, сравнительно недавно появились компетентностно ориентированные задания [6]. Это задания, выполнение которых предполагает, прежде всего, действие,
поэтому они могут быть использованы и для оценки сформированности действий при обучении и для формирования действия. Смысл названия заданий предполагает, что правильно разработанное задание может быть ориентировано на работу с компетенциями.
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф. и др. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / под общ. ред. А.Н. Лейбовича. - М. : Федеральный институт развития образования. - 2016. -256 c.
2. Величко А.Н., Габоян А.М., Киселева И.В., Безручко В.В. Система оценивания предметных и метапредметных результатов естественнонаучного образования как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся // Физика в школе. - 2015. - № 5. - С. 5-20.
3. Величко А.Н., Рыбакова Т.В. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся // Сибирский учитель. - 2015. - № 3. - С. 29-36.
4. Елтунова И.Б. Модель системы оценки профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17261 (дата обращения: 24.02.2018).
5. Ефремова Н.Ф. Компетентностно-ориентированные задания. - М. : Национальное образование, 2013.- 208 с.
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. - М. : Национальное образование, 2012. - 416 с. - С. 258-330.
7. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании. - М. : Изд. Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 278 с.
8. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М. : Академия, 2007. - 216 с.
9. Москвина А.Н. Конструктор контрольных работ по проверке сформированности УУД // Сибирский учитель. - 2015. - № 6. - С. 85-88.
10. Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В. Комплексные работы: метод. пособие для учителей и родителей : учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург : АНО «Центр Развития Молодежи», 2011. - 17 с.