DEVELOPMENT AND INTRODUCTION OF COMPETENCE-ORIENTED ASSIGNMENTS IN SUBJECT TEACHING IN THE IMPLEMENTATION OF THE BASIC VOCATIONAL EDUCATION PROGRAM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The experiment of the Novosibirsk region on development and application of the competence-based focused tasks in system of professional education is presented in article. Due to the need of an assessment of formation of the general and professional competences, today actual is a development of innovative estimated means. Use of the competence-based focused tasks in estimated procedures is proved by their distinctive signs. These are the activity tasks allowing to develop and estimate universal educational actions; demanding not reproduction, but application of the accumulated knowledge in practical activities for the solution of a specifi c educational problem.

Keywords:
the competence-based focused tasks, the general and professional competences, universal educational actions.
Text

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования ориентированы на формирование не столько знаний, умений у обучающихся, сколько общих и профессиональных компетенций. Компетенции рассматриваются «как динамический набор образовательных достижений, моделей поведения и личностных качеств обучающихся, которые в дальнейшем позволят им быть успешными» в профессиональной деятельности [5]. Обновление содержания образования потребовало изменения контрольно-оценочной деятельности образовательного процесса, который актуален сегодня для всех уровней образования. Изменения идут в направлении оценки и контроля деятельности. Для уровня общего образования это оценка УУД, освоения проектной и исследовательской деятельности. Появляются результаты исследований и практические разработки оценки действий на уровне общего образования [3, 9]. Компетентностно ориентированные задания актуальны и для общеобразовательной школы, особенно, для комплексных работ [2, 10]. Перед профессиональными образовательными учреждениями возникает задача по созданию новых оценочных средств, имеющих инновационный характер, обеспечивающих высокую объективность, обоснованность и сопоставимость
оценок с уровнем сформированности компетенций, как общих, так и профессиональных. В отечественной литературе пока еще недостаточно информации о приемах, с помощью которых на разных стадиях обучения могут про-
веряться уровни сформированности компетенций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. Мало примеров разработки таких заданий, которые смогли бы быть использованы, с одной стороны, для акти-
визации познавательной деятельности обучающихся и организации самостоятельной работы, с другой стороны, не требовали больших временных затрат на проверку и анализ ее результатов [1, 4, 7, 8]. Оценка компетенций — очень сложная задача как в теоретическом, так и в практическом плане. Основная трудность в создании заданий на оценку компетенций связана с тем, что они формируются и проявляются обучающимися только в деятельности. Следовательно, эту деятельность необходимо планировать и организовывать в образовательном процессе, а затем оценивать. Оценку деятельности в профессиональном образовании на завершающем этапе могут обеспечить демонстрационный экзамен, а также профессиональные конкурсы и олимпиады. Однако согласно современным образовательным стандартам требуется обеспечить текущий контроль и промежуточную аттестацию, проверку сформированности всех заявленных компетенций. Текущий контроль не должен занимать много времени, следовательно, экспертное наблюдение за деятельностью не может быть основным способом
оценки в рамках текущего контроля. В дидактических исследованиях, сравнительно недавно появились компетентностно ориентированные задания [6]. Это задания, выполнение которых предполагает, прежде всего, действие,
поэтому они могут быть использованы и для оценки сформированности действий при обучении и для формирования действия. Смысл названия заданий предполагает, что правильно разработанное задание может быть ориентировано на работу с компетенциями.
 

References

1. Blinov V.I., Yesenina E.Yu., Klink O.F. and other. Aktual’nye voprosy razvitiya srednego professional’nogo obrazovaniya [Topical issues of development of secondary professional education: practical grant]. Moscow, Federal institute of a development of education Publ., 2016. 256 p.

2. Velichko A.N., Gaboyan A.M., Kiselyova I.V., Bezruchko V.V. Sistema otsenivaniya predmetnykh i metapredmetnykh rezul’tatov estestvennonauchnogo obrazovaniya kak resurs povysheniya kachestva obrazovatel’noy deyatel’nosti uchashchikhsya [System of estimation of subject and metasubject results of natural-science education as a resource of improvement of quality of educational activity studying]. Fizika v shkole [Physics at school]. 2015, I. 5, pp. 5-20.

3. Velichko A.N., Rybakova T.V. Monitoring issledovatel’skoy deyatel’nosti uchashchikhsya [Monitoring of research activity of pupils]. Sibirskiy uchitel’ [Siberian teacher]. 2015, I. 3, pp. 29-36.

4. Eltunova I.B. Model’ sistemy otsenki professional’nykh kompetentsiy [Model of system of an assessment of professional competences]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, I. 1-1. Available at: http://scienceeducation.ru/ru/article/view? id=17261 (Accessed 24 February 2018).

5. Efremova N.F. Kompetentnostno-orientirovannie zadaniya [Competence-oriented Tasks]. Moscow, National education Publ., 2013. 208 p.

6. Efremova N.F. Kompetentsii v obrazovanii [Competition in education]. Moscow, Nationally education Publ., 2012. 416 p.

7. Efremova N.F. Podkhody k otsenivaniyu kompetentsiy v vysshem obrazovanii [Approaches to estimation of competences of the higher education]. Moscow, Research center of problems of quality of training of specialists Publ., 2010. 278 p.

8. Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul’tatov obucheniya [Modern means of estimation of results of training]. Moscow, Academy Publ., 2007. 216 p.

9. Moskvina A.N. Konstruktor kontrol’nykh rabot po proverke sformirovannosti UUD [The constructor of the control and verifi cation of formation UUD]. Sibirskiy uchitel’ [The Siberian teacher]. 2015, I. 6, pp. 85-88.

10. Titarenko N.N., Ashmarin V.N., Pinzhenina S.V. Kompleksnye raboty [Complex works]. Yekaterinburg, Autonomous Non-Commercial Organization “Center of Development of Youth” Publ., 2011. 17 p.

Login or Create
* Forgot password?