МИССИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В конце XX в. в теории управления сформировалась концепция корпоративных культур, а практические исследования деятельности организаций показали, что их успех напрямую связан с формированием корпоративной культуры. В России интерес к корпоративной культуре был обусловлен в наибольшей степени сменой ценностных ориентаций, которые произошли в обществе, государстве и в отдельных организациях. Вопрос формирования корпоративной культуры в высшем учебном заведении является актуальным, поскольку изменения коснулись и его деятельности. Основными факторами успехов вуза является способность интегрировать все внутренние ресурсы и адаптироваться к внешней среде. Поэтому гибкость, готовность к переменам являются необходимыми качествами для того, чтобы вуз стал рентабельным и конкурентоспособным. Роль миссии в процессе формирования корпоративной культуры и функции, которые помогают решить задачи, стоящие перед высшим учебным заведением, рассмотрены на примере Дальневосточного федерального университета. В статье говорится об объективно существующих трудностях и проблемах, которые возникают в процессе рождения уникального Дальневосточного научно-образовательного центра.

Ключевые слова:
корпоративная культура, миссия организации, функции корпоративной культуры.
Текст

В начале 80-х гг. прошлого века за рубежом появился интерес к корпоративной культуре. Причиной этому стали изменения во внешней среде организаций: загрязнение окружающей среды, ограничение технических возможностей в решении проблем, связанных с питанием, ростом безработицы, мотивационный кризис и потеря человеком смысла жизни. Данные изменения во внешней среде повлекли изменения внутриорганизационной среды: возник кризис доверия между руководителем и подчиненным, появился недостаток идентификации работника с организацией.

Управление персоналом требовало новых подходов, которые формировали бы у работников чувство «мы», воспитывали ответственность организации и ее членов перед обществом. Возникла необходимость учитывать в управлении психологические составляющие. В теории управления сформировалась концепция  корпоративных культур, а практические исследования деятельности всех процветающих компаний показали, что их успех напрямую связан с формированием корпоративной культуры.

Сущность и содержание корпоративной культуры исследователи определяют по-разному. Одной из самых известных теорий является теория Э. Шейна.

По этой теории существует три уровня организационной (корпоративной) культуры:

  • артефакты — поверхностный, который может увидеть сторонний наблюдатель;
  • ценности, нормы — снаружи можно увидеть только небольшую часть;
  • поведение, архетипы — глубинный, который не всегда осознается носителями ценностей, но который
  • определяет истинные мотивы поступков [9].

В исследованиях корпоративной культуры теоретики и практики часто опираются на эти уровни.

Список литературы

1. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Корпоративный менеджмент. М.: Центрполиграф, 2010.

2. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: http://amurmedia.ru/news/economics/22.03.2013/264861/pravitelstvo-rf-odobriloprogrammu-razvitiya-dalnego-vostoka.html

3. Мухамедзянова О.Р. Корпоративная культура как инструмент развития вуза. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/7713

4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.

5. Стрекалова Н.Д. Корпоративная культура и стратегия вуза: проблемы взаимодействия // Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачева: международные лихачевские научные чтения (г. Санкт-Петербург, 14-24 мая 2002 г.).

6. Тесакова Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс. М.: РИП-Холдинг, 2004.

7. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. СПб.: ИТМО, 2008.

8. Томсон К.М. Рецепты корпоративной культуры: Как изменить привычное поведение / Пер. с англ. М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.

9. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. Second edition. San Francisco: Jossey-Bass, 1992.

10. Schneider B. (ed.) Organizational Climate and Culture. SanFrancisco: Jossey-Bass, 1990.

11. URL: http://www.dvfu.ru/

Войти или Создать
* Забыли пароль?