ПОЗИТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ВУЗОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Модернизация системы образования требует создания эффективной системы накопления и передачи знаний, формирующих качественные компетенции будущих специалистов. Все более возрастают требования к профессиональным качествам преподавателей и специалистов вузов, что, в свою очередь, определяет необходимость поиска и применения на практике эффективных форм мотивации и стимулирования персонала, учитывающих специфику трудовой деятельности в высшей школе. Максимально возможная реализация разнообразных мотивов и потребностей, лежащих в основе научно-педагогической деятельности сотрудников вузов, возможна только в рамках благоприятной институциональной среды, позволяющей ученым не только реализовать свой интеллектуальный потенциал, но и получить за это соответствующее вознаграждение. Устойчивой формой такой среды в сфере науки и образования являются научные школы, созданные во многих вузах страны.

Ключевые слова:
научные школы, система мотивации, потребности, проблемы творчества и самореализации, стимулирование и оплата труда.
Текст

Современные преобразования, происходящие в стране в последнее время, затрагивают фундаментальные основания высшей школы как социального института. В эпоху экономики знаний неуклонно повышается роль образования в обеспечении устойчивых темпов технологического, экономического, политического прогресса, состояния культуры и духовности в обществе.

Решение поставленных задач требует наличия в высшей школе России высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать развитие научно-технического и инновационного потенциала. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений является тем ключевым субъектом высшей школы, от квалификации, педагогической компетентности, человеческих и моральных качеств, общей культуры которого зависит не только качество подготовки специалистов, но и устойчивость экономического развития страны. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска и применения на практике эффективных форм мотивации и стимулирования, учитывающих специфику трудовой деятельности в системе высшего образования.

СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ И ОПЛАТЫ ТРУДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Труд преподавателя высшей школы характеризуется повышенной сложностью, связанной с необходимостью сочетать ряд взаимосвязанных функций и направлений деятельности (рис. 1).

По своему характеру научно-педагогический труд относится к категории высокоинтеллектуальных и социально значимых видов деятельности с широким спектром функциональных обязанностей, которая должна стимулироваться в соответствии со сложной структурой образующих ее мотивов.

Согласно теории А. Маслоу, для людей, стоящих на верхних ступенях пирамиды потребностей, определяющими являются не материальные стимулы, а социальные и моральные потребности. Признание значимости научно-педагогического труда обществом, а также соответствие места в профессиональной иерархии месту в иерархии доходов подразумевает адекватность социального статуса экономическому. Однако специфика современных российских условий такова, что преподаватели высшей школы не входят в группу высокооплачиваемых профессий и не получают адекватного материального вознаграждения, несмотря на огромный интеллектуальный вклад в развитие общества и значительные временные затраты, связанные с приобретением профессиональной квалификации. Такая ситуация приводит к возникновению противоречия между интеллектуальным потенциалом персонала вузов и текущими условиями его труда. Ориентированные на вторичные социальные потребности, преподаватели и ученые сталкиваются с отсутствием удовлетворения первичных потребностей, а это, в свою очередь, порождает внутриличностный конфликт между стремлением к творчеству и самореализации и необходимостью искать дополнительные источники средств существования.

Список литературы

1. Смирнов В.В. Новая система оплаты труда в высшей школе: оценка и мнения преподавателей (по результатам социологического исследования) / Работа выполнена по гранту № РНП.2.2.2.4/4101 Министерства образования и науки РФ.

2. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М., 1983.

3. Богдан Н.Н., Могилевкин Е.А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза // Университетское управление. 2004. № 3. С. 89-97.

4. Ведущие научные школы России: Справочник. М.: Янус-К, 1998.

5. Зербино Д. Научная школа как феномен. URL: http://www.zn.ua/3000/3100/46209/

6. Винер Н. Я - математик. М., 1967.

7. Аллахвердян А.Г. Психология науки. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/allahverdjan_psihologija/03.aspx

8. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

10. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: Москва, 2008.

11. Забелина И.Н., Трубина И.О. Формирование позитивной мотивации персонала в процессе образования и развития научных школ // Креативная экономика. 2011. № 1.

Войти или Создать
* Забыли пароль?