В статье анализируются стимулы российских вузов предоставлять качественное образование, которые складываются под воздействием конкуренции и сигналов с рынка труда. Механизмом гарантии качества подготовки специалистов в вузе становиться система менеджмента качества. Представлен опыт по формированию системы менеджмента качества. Рассмотрена структура и взаимосвязь компонентов качества образования. Предложены критерии и показатели качества образовательного процесса, которые могут быть применены в оценивании качества в образовательной организации. Кроме того, рассматриваются системообразующие компоненты качества — удовлетворенность потребителей образовательными услугами.
потребитель образовательных услуг, качество образования, высшее образование, работодатель, система менеджмента качества, мониторинг качества.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. среди основных целей обозначено обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [1].
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы» / URL: http://минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901
2. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (Книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 302 с.
3. Болотов В.А. О построении общероссийской системы качества образования // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 5-11.
4. Верховская Е.П. Некоторые аспекты формирования системы менеджмента качества образования в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-2. - С. 45-50.
5. Верховская Е.П., Дмитриев Н.А. Проблемы привлечения потребителей образовательных услуг к оценке качества // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 19-25.
6. Гладкова М.В. Маркетинговые инструменты обеспечения качества услуг вуза // Креативная экономика. - 2011. - Том 5. - № 9. - С. 53-57.
7. Горленко О.А., Борбаць Н.М., Мирошников В.В. и др. Повышение эффективности деятельности вуза на основе внедрения основных положений стандарта ISO 9001:2015 // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2015. - № 2. - С. 147-151.
8. Дмитриев Н.А. Проектирование профессиональной деятельности будущего специалиста в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз» [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Дмитриев Николай Анатольевич; Тульский государственный университет. - Тула, 2013. - 24 с.
9. Дмитриев Н.А., Верховская Е.П. Внедрение элементов системы менеджмента качества в высшем образовании // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 46-50.
10. Ермошенко Б., Породенко В., Литвинова Т. Система управления качеством // Высшее образование России. - 2005. - № 4. - С. 9-14.
11. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. - 2005. - № 12. - С. 82-87.
12. Котова С.С. Качество образовательного процесса в университете глазами студентов // Образование и наука. - 2016. - № 9(138).
13. Мясникова Г.Ю., Столетова Е.И., Побежимова Е.Л. Современные подходы к системе менеджмента качества в образовательной организации // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. - 2016. - № 4(20). - С. 237-266.
14. Постановление X Съезда Российского Союза ректоров «Об Университетской доктрине «Новые Университеты для новой России» (№ 1 от 30 октября 2014 года) http:// www.rsr-online.ru/doc/!2014/10/30/201410_p1.pdf
15. Реутов Н.Н. Взаимодействие высшей школы и работодателей на современных условиях как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // Оригинальные исследования // Электронный журнал. 2011. № 3. URL: http://www.ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/21--3-2011-/124-2011-07-29-14-13-15.