Проблемы, возникающие при обосновании и разработке территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи населению, заключаются в отсутствии таких важных компонентов целевой программы, как постановка проблемы, формулирование целей и задач с указанием целевых индикаторов и показателей, перечень мероприятий целевой программы, формы и методы управления. Используемые целевые показатели не сбалансированы между собой и содержат преимущественно «запаздывающие» индикаторы (смертность). Предлагается увеличить перспективу планирования ТПГГ на 5–7 лет, а управление осуществлять на основе сбалансированной системы показателей, что позволит снизить неопределенность управленческих действий, направленных на достижение целей.
здравоохранение, программно-целевое управление, программа государственных гарантий, критерии «ранние» и «запаздывающие».
Общепризнанно, что программно-целевое управление служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее регионов. Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в сфере здравоохранения [1. С. 5; 2. С. 28; 3. С. 1].
Программно-целевой метод уже давно используется в практике управления, разработаны как теоретические, так и научно-практические рекомендации по его применению в различных отраслях экономики, но сложившаяся процедура и методология их разработки и реализации не соответствуют требованиям программно-целевого планирования, не позволяют оптимально использовать финансовые, ресурсные и организационные потенциалы регионов [4. С. 3; 5; 6. С. 31; 7. С. 23]. В ряде публикаций, посвященных программно-целевому планированию в медико-демографической сфере [8. С. 19; 9. С. 44], нами были отмечены недостатки региональных целевых программ, связанные, преимущественно, с проблемами целеполагания.
Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством РФ, с 2009 г. формально приобрела статус целевой. В тексте Программы (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 913) появился раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», в котором для территориальных программ государственных гарантий оказания медицинской помощи (ТПГГ) был установлен перечень критериев. На их основе предусматривалась комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей: удовлетворенность населения медицинской помощью; число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом; число лиц, в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами; смертность населения; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от сердечнососудистых заболеваний; смертность населения от онкологических заболеваний; смертность населения от внешних причин; смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий; материнская смертность; младенческая смертность; доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с программой, а также установленных территориальной программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других).
1. Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Жуковский В.Д. О программно-целевом управлении в здравоохранении // SPERO. 2007. № 7.
2. Найговзина Н.Б., Флек В.О. Программно-целевой подход к управлению здравоохранением // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.
3. Карпова Д.П. Экономические аспекты формирования целевых программ в области охраны здоровья // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения». URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/84/30/
4. Митрофанова И.В. Современная практика применения программно-целевого подхода к управлению регионом: проблемы остаются // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. № 4.
5. Бажин И.И. Социальная инноватика регионального и муниципального управления. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008.
6. Арсеньева Т., Бажин И. Социальные механизмы деятельности власти // Власть. 2008. № 4.
7. Бажин И.И. Управленческие механизмы предотвращения коррупции в органах власти // Государственная служба. 2008. № 4.
8. Горный Б.Э., Мажаров В.Ф. Содержательный анализ целевых демографических программ как метод предварительной экспертной оценки // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 12.
9. Горный Б.Э., Артюхов И.П., Мажаров В.Ф., Аверченко Е.А. К вопросу о целеполагании в системе охраны здоровья населения региона (обзор литературы) // Сибирское медицинское обозрение. 2012. № 6.
10. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
11. Содействие укреплению здоровья в глобализированном мире. Доклад Секретариата // Пятьдесят девятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, 4 мая 2006 г. URL: http://who.int/gb/ebwha/pdf_fi les/WHA59/ A59_21-ru.pdf.