АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОНЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разрешительная система является одним из важнейших административных институтов российского правопорядка. В статье исследуются понятие, назначение и основание введения разрешительной системы, понятие административного разрешения и его формы, проводится классификация и категоризация разрешений; выявляются основополагающие принципы разрешительной системы и тенденции ее развития.

Ключевые слова:
Разрешительная система, административное разрешение, правовые формы разрешений.
Текст

Разрешительная система является одним из важнейших административных институтов российского правопорядка. С его помощью обеспечивается безопасность общества, государства; охрана прав и свобод, нравственности, здоровья населения и окружающей среды; регулирование границ дозволенного и недозволенного в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности; защита внешнеэкономических интересов России. Сфера государственного управления — это не частная сфера — здесь граждане и юридические лица не вправе осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, особенно при ведении потенциально опасной деятельности или использовании потенциально опасных объектов и ограниченных государственных ресурсов. Такой деятельностью или использованием объектов занимаются субъекты надлежащей квалификации, профессиональных качеств и ответственности по строго установленным правилам и при осуществлении государственного контроля за ней.

Таким образом, государственное, общественное, экономическое и политическое значение, а также социальная ценность разрешительной системы представляются достаточно ясными и однозначными. Однако, как отмечают многие отечественные исследователи (Д. Н. Бахрах, Ю. К. Валяев, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, Н. В. Субанова, Ю. Н. Мильшин, Д. В. Осинцев, Д. В. Шохин и др.), юридическая природа, место, функции и пределы этого важнейшего юридического института сегодня остаются недостаточно выясненными.

В действующем административном законодательстве не существует легитимного определения таких понятий, как «разрешительный орган», «административное разрешение», «административная разрешительная система», «административная разрешительная деятельность», «разрешительный административно-правовой режим», «административно-разрешительные процедуры» и др. Это обстоятельство, несомненно, не способствует созданию приемлемой доктрины разрешительной системы и выявлению границ ее применения. Тем не менее указанная терминология широко используется в административном и другом правоотраслевом законодательстве и повседневной административной практике во всех сферах жизнедеятельности российского общества.

Многообразные административные разрешения, широко применяемые во всех отраслях и сферах экономической, социальной, административно-политической деятельности и внешних отношений, в целом образуют разветвленную разрешительную систему Российской Федерации.

Исторический аспект административной разрешительной системы. Административные разрешения не являются новеллой современного административного права и административной практики. Они имеют глубокие исторические корни и непосредственно не связаны с введением рыночной экономики, как ошибочно предполагают некоторые отечественные исследователи (Р. А. Журавлев, Г. В. Мельничук, С. А. Тарасова, К. И. Костылева, С. В. Штатский, М. В. Усова и др.). Хотя, несомненно, преобразования экономического, социального и политического строя страны, свобода предпринимательской деятельности, техническое и технологическое, информационное развитие дали мощный импульс современному многогранному развитию административной разрешительной системы. Тем не менее в практике отечественного публичного управления разрешения использовались достаточно давно, начиная с первых правовых актов.

Исторический опыт формирования разрешительной системы освещался в работах ученых-административистов — К. С. Бельского, Ю. К. Валяева, Д. В. Шохина, Н. Н. Олейник и др., но наиболее обстоятельно в публикациях Н. В. Субановой, а также в трудах ученых иной правоотраслевой принадлежности — А. Б. Гормаха, Р. А. Журавлева, Ж. А. Ионовой, В. В. Кувшинова, Н. И. Мозговой и др.

 

Список литературы

1. Валяев Ю. К. Метод разрешения в административном праве: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2009.

2. Зырянов С. М. Разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2013. № 5.

3. Зырянов С. М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. № 11.

4. Налётов К. И. Юридическая взаимосвязь лицензий и разрешений на пользование недрами // Российская юстиция. 2008. № 2.

5. Осинцев Д. В. Разрешительная система в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1994.

6. Словарь русского языка. Т. III / ред. Е. А. Иванникова. М., 1983.

7. Субанова Н. В. Публичная разрешительная деятельность в России: историко-правовой аспект / История государства и права. 2012. № 5.

8. Субанова Н. В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации. М., 2012.

9. Субанова Н. В. Становление и развитие правового регулирования разрешительной деятельности в России // Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации. М., 2012.

10. Субанова Н. В. Теоретические и прикладные основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2013.

11. Терещенко Л. К., Игнатюк Н. А. Предпринимателю о разрешительных процедурах. М., 2007.

12. Шохин Д. В. Административно-правовой институт разрешительной системы в механизме государственного управления: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?