The authorization system is one of the most important administrative institutes of the Russian law and order. In article the concept, appointment and the basis of introduction of an authorization system is investigated; concept "administrative permission", its forms; classification and categorization of permissions is carried out; the fundamental principles of an authorization system and timely tendencies of its development come to light. Permission represents the individual administrative act adopted by authorized government body, carrying out functions in the allowing sphere within the provided competence, addressed to particular natural or legal entities - subjects of allowing legal relationship, and attracting their emergence, change or the termination. Permission can be accepted only during performance of the established allowing procedures with observance of a special form and according to Law requirements. For the solution of problems of ordering of an authorization system and improvement of law-enforcement practice author´s classification of permissions by functional criterion and their categorization by degree of danger of adjustable activity is offered. As a result of such classification the exhaustive list of permissions by types and categories can be created.
Authorization system, administrative permission, legal forms of permissions.
Разрешительная система является одним из важнейших административных институтов российского правопорядка. С его помощью обеспечивается безопасность общества, государства; охрана прав и свобод, нравственности, здоровья населения и окружающей среды; регулирование границ дозволенного и недозволенного в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности; защита внешнеэкономических интересов России. Сфера государственного управления — это не частная сфера — здесь граждане и юридические лица не вправе осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, особенно при ведении потенциально опасной деятельности или использовании потенциально опасных объектов и ограниченных государственных ресурсов. Такой деятельностью или использованием объектов занимаются субъекты надлежащей квалификации, профессиональных качеств и ответственности по строго установленным правилам и при осуществлении государственного контроля за ней.
Таким образом, государственное, общественное, экономическое и политическое значение, а также социальная ценность разрешительной системы представляются достаточно ясными и однозначными. Однако, как отмечают многие отечественные исследователи (Д. Н. Бахрах, Ю. К. Валяев, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, Н. В. Субанова, Ю. Н. Мильшин, Д. В. Осинцев, Д. В. Шохин и др.), юридическая природа, место, функции и пределы этого важнейшего юридического института сегодня остаются недостаточно выясненными.
В действующем административном законодательстве не существует легитимного определения таких понятий, как «разрешительный орган», «административное разрешение», «административная разрешительная система», «административная разрешительная деятельность», «разрешительный административно-правовой режим», «административно-разрешительные процедуры» и др. Это обстоятельство, несомненно, не способствует созданию приемлемой доктрины разрешительной системы и выявлению границ ее применения. Тем не менее указанная терминология широко используется в административном и другом правоотраслевом законодательстве и повседневной административной практике во всех сферах жизнедеятельности российского общества.
Многообразные административные разрешения, широко применяемые во всех отраслях и сферах экономической, социальной, административно-политической деятельности и внешних отношений, в целом образуют разветвленную разрешительную систему Российской Федерации.
Исторический аспект административной разрешительной системы. Административные разрешения не являются новеллой современного административного права и административной практики. Они имеют глубокие исторические корни и непосредственно не связаны с введением рыночной экономики, как ошибочно предполагают некоторые отечественные исследователи (Р. А. Журавлев, Г. В. Мельничук, С. А. Тарасова, К. И. Костылева, С. В. Штатский, М. В. Усова и др.). Хотя, несомненно, преобразования экономического, социального и политического строя страны, свобода предпринимательской деятельности, техническое и технологическое, информационное развитие дали мощный импульс современному многогранному развитию административной разрешительной системы. Тем не менее в практике отечественного публичного управления разрешения использовались достаточно давно, начиная с первых правовых актов.
Исторический опыт формирования разрешительной системы освещался в работах ученых-административистов — К. С. Бельского, Ю. К. Валяева, Д. В. Шохина, Н. Н. Олейник и др., но наиболее обстоятельно в публикациях Н. В. Субановой, а также в трудах ученых иной правоотраслевой принадлежности — А. Б. Гормаха, Р. А. Журавлева, Ж. А. Ионовой, В. В. Кувшинова, Н. И. Мозговой и др.
1. Valyaev Yu. K. Metod razresheniya v administrativnom prave: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. M., 2009.
2. Zyryanov S. M. Razreshitel´nye polnomochiya federal´nykh organov ispolnitel´noy vlasti. Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 5.
3. Zyryanov S. M. Razreshitel´nye rezhimy v rossiyskom administrativnom prave. Zhurnal rossiyskogo prava. 2012. № 11.
4. Naletov K. I. Yuridicheskaya vzaimosvyaz´ litsenziy i razresheniy na pol´zovanie nedrami. Rossiyskaya yustitsiya. 2008. № 2.
5. Osintsev D. V. Razreshitel´naya sistema v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 1994.
6. Slovar´ russkogo yazyka. T. III / red. E. A. Ivannikova. M., 1983.
7. Subanova N. V. Publichnaya razreshitel´naya deyatel´nost´ v Rossii: istoriko-pravovoy aspekt / Istoriya gosudarstva i prava. 2012. № 5.
8. Subanova N. V. Razreshitel´nye polnomochiya organov ispolnitel´noy vlasti v Rossiyskoy Federatsii. M., 2012.
9. Subanova N. V. Stanovlenie i razvitie pravovogo regulirovaniya razreshitel´noy deyatel´nosti v Rossii. Razreshitel´nye polnomochiya organov ispolnitel´noy vlasti v Rossiyskoy Federatsii. M., 2012.
10. Subanova N. V. Teoreticheskie i prikladnye osnovy prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o razreshitel´noy sisteme: avtoref. dis.... d-ra yurid. nauk. M., 2013.
11. Tereshchenko L. K., Ignatyuk N. A. Predprinimatelyu o razreshitel´nykh protsedurakh. M., 2007.
12. Shokhin D. V. Administrativno-pravovoy institut razreshitel´noy sistemy v mekhanizme gosudarstvennogo upravleniya: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. M., 2012.