Статья посвящена становлению и деятельности негосударственных общеобразовательных школ с углубленным изучением иностранных языков в России 1990–2000-х гг. На примере «Международной английской школы» и ряда других учебных заведений автор показывает, что лингвистическое обучение является одним из наиболее востребованных и перспективных образовательных направлений в негосударственном образовании.
негосударственное образование, частная школа, лингвистическое образование, образовательные услуги.
Одним из направлений инновационной политики российского руководства является повышение конкурентоспособности российских учебных заведений на внутреннем и международном рынке образовательных услуг. Развитие конкуренции в образовательной сфере обеспечивается, в том числе, присутствием в российском образовательном пространстве учебных заведений, действующих на основе различных форм собственности. Уже более двадцати лет в нашей стране успешно развивается система негосударственных образовательных учреждений (далее — НОУ), которая включает детские сады, общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, высшие учебные заведения.
В настоящее время система НОУ вступила в качественно новый этап своего развития, характеризующийся накоплением опыта креативной педагогики, отработанностью и перманентным совершенствованием учебно-методической базы, формированием корпуса высокопрофессиональных специалистов-педагогов, наличием современного учебного оборудования, инновационных дидактических материалов. Ведущие частные школы и вузы завоевали заслуженный авторитет в российском и международном образовательном пространстве, их выпускники востребованы в наиболее ответственных и престижных отраслях экономики, государственного управления, науки и культуры. Одним из главных факторов конкурентоспособности частных школ на рынке образовательных услуг уже в первые годы их становления явилась качественная лингвистическая подготовка учащихся.
Для развития в России структур частного образования оказался очень важен и полезен опыт общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках. Преподаватели и выпускники советских элитных (специализированных) школ, многие из которых стали создателями инновационных учебных заведений в современной России, были на практике знакомы с теми педагогическими возможностями, которые давали небольшие по численности классы, высокая профессиональная и личная культура учителей, творческая атмосфера в школьных коллективах. Они видели, что углубленное изучение иностранного языка, начиная с младшего школьного возраста, оказывает значительное позитивное влияние на общее интеллектуальное и культурное развитие школьников. Все эти элементы педагогического процесса стали важной частью формирующейся методологии альтернативного школьного образования постсоветского времени.
1. Дашковская О. Дом Свободного Ребенка или частная школа на пути к самосовершенствованию // Мир образования. 1996. № 2..
2. Негосударственные образовательные учреждения России: Справочник. М., 1997. Вып. 1.
3. Пинский А. Вальдорфская школа, традиции и современность // Мир образования. 1997. № 1.
4. Разработка программы развития НОЧУ «Международная английская школа». М., 2011.
5. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
6. Юровская Т. Негосударственные школы о себе // Негосударственные образовательные учреждения России: Справочник. М., 1997. Вып. 1. С. 9.