В данной работе проанализированы основные моменты становления нации как самой крупной коммуникации. С точки зрения коммуникативистики осмыслены основные признаки существования национальной идентичности, определены особенности и отличия национальных государств. Здесь также выявлена роль идеологии как одной из мощных коммуникационных информационных систем в жизни государств, изучены роли «нациеобразующих» учений, а также обоснована необходимость собственной национальной идеологической доктрины, в особенности для новых независимых государств.
национальная идентичность, интеллектуалы нации, государственная идеология, коммуникативистика, идеологическая доктрина.
Любое государство независимо настолько, насколько независима его идеология.
Автор
1. Национальная идентичность
Нация есть этнос, имеющий собственное государство.
Автор
«Донациональное» и национальное общество
Как известно, люди постоянно ищут ответы на новые вызовы времени и организуются в различные коллективы – социальные сообщества.
Можно выразиться и так: история развития человечества есть история развития человеческих коллективов, самих людей и их коллективного сознания. Другими словами, развитие людей, их общественных отношений и сознания является условием появления наций как самого крупного на земле сообщества людей.
Таким образом, если в «донациональных» обществах индивиды не стремились управлять своей жизнью, считались чьими-то рабами, крепостными или подданными, то с появлением национального общества люди начали осознавать себя суверенными существами и управлять своей жизнью и жизнью своего общества. А как происходило формирование и становление нации?
Формирование и становление нации
Формирование нации является длительным процессом и приобретает свои реальные очертания, начиная с пробуждения национального сознания. Становление же нации связано с началом ее самоидентификации и осознания членами нации своего единства, так как только в результате этого процесса она выражает себя как новое, самостоятельное явление и начинает выступать уже как нация, являющаяся социально мобильной группой людей.
Социальная мобильность и нация
Известно, что в результате действий двух эпох — торгового и промышленного капитализма — люди стали более социально подвижными, и в результате на арену истории выдвинулась новая мобильная форма социальной общности — нация.
Нация как новая форма коллективной идентичности радикально отличается от предыдущих социальных образований (рода, племени, крестьянских сообществ и религиозных общин). Ибо, чтобы «состоять в нации», как например, внутри рода или племени, лишь одного кровного родства уже явно недостаточно. Здесь каждый должен считать себя таковым сам, а также считаться принадлежащим к ней со стороны других! А те, кто в силу различных причин либо не смогли вписаться в нее, либо не захотели сделать этого, естественно, не могут быть частью данного национального организма, имеющего свои признаки.