ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. В современной действительности процесса обучения очень актуален вопрос модернизации, а также подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу студентов, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования

Ключевые слова:
информационные коммуникационные технологии, профессиональное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе медицинских учебных заведений является актуальной проблемой современного профессионального образования. Аргументировать данное утверждение можно следующим образом: сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести учебное занятие с использованием ИКТ, так как преподавателю предоставляется возможность сделать занятие более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в образовательном процессе изменяет роль студента на занятии – из пассивного слушателя он делается активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между студентом и преподавателем изменяются в сторону партнёрских, а студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности занятия, его насыщенности.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления.

Первое – компьютер включается в обучающий процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения.

Второе – он представляет собой технологизацию обучающего процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.

Задача современного образования в медицинском учреждении – подготовить будущих специалистов к жизни и профессиональной деятельности в новой высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию её возможностей. Отличительной особенностью образовательных стандартов, разрабатываемых сегодня, является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» – к «знаю, умею и могу применить на практике». Информационная компетентность предусматривает умение добывать, обрабатывать и использовать информацию из различных источников и формирует умение пользоваться новыми информационными технологиями; перерабатывать информацию для получения определенного продукта, анализировать информацию и критически относиться к ней; привлекать личный опыт; осознавать полученную информацию и формировать собственную жизненную позицию [4, c. 5].

Обобщая приведённые аргументы, мы можем отметить, что приоритетом развития в среднем профессиональном образовании медицинской направленности является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого специалиста.

С практической стороны это выглядит следующим образом: подготовка студентов происходит по индивидуальным учебным планам; при этом увеличивается доля самостоятельной работы студентов, которая осуществляется под контролем преподавателей.

Рассмотрим следующий пример. Дисциплина «Анатомия человека» преподаётся студентам на втором курсе, преподаватели цикловой комиссии естественно-научных дисциплин сталкиваются с определёнными трудностями: основная масса студентов – со школьной скамьи, – и поэтому не адаптирована к методике преподавание в колледже. Студенты не умеют самостоятельно работать, в то время как значительная часть теоретического материала вынесена на самоподготовку. Часть студентов не умеет акцентировать внимание на главном, у обучающихся возникают трудности в умении пользоваться учебной и методологической литературой.

На каждом занятии, помимо теоретических знаний, студенту необходимо усвоить практические навыки. Задача преподавателя – научить студента работать эффективно. Поэтому преподаватели-анатомы внедряют новые интерактивные формы заинтересованности студента к изучению дисциплины.

Подготовка и проведение лекций, практических занятий, составление к ним методических разработок требуют от преподавателей определённых психолого-педагогических знаний и навыков с использованием максимального творческого потенциала лично каждого преподавателя.

Например, для оптимизации процесса усвоения лекционного материала, как показывает опыт, лучше всего использовать комбинацию, состоящую из тематической мультимедийной презентации, плакатов, специализированных препаратов и тематических муляжей. Как средства активизации студентов, во время лекционных занятий хорошо подходят примеры из клинической практики, реальные истории из жизни, соответствующие лекции.

Невозможно не упомянуть о таком способе приобретения знаний, умений и опыта как «ролевая игра». Именно она предоставляет студенту возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития и самодвижения [1, с. 3]. Элементы имитационной игры можно использовать, к примеру, при изучении опорно-двигательного аппарата, сочетая кости, моделируя функцию суставов и др.

Используя личный опыт преподавания, следует отметить, что изучая предмет, студент должен чётко понимать, где, зачем и когда будут применены знания, полученные во время изучения дисциплины. Только начав обучение, они до конца не осознают, в какой мере этот багаж будет задействован в будущем.

Для того, чтобы студенты понимали необходимость изучения анатомии человека, необходимы опорные точки интеграции предмета с другими фундаментальными и клиническими дисциплинами. Так, анатомо-функциональная характеристика сердечно-сосудистой системы и её связь с специальностью кардиолога, сосудистого хирурга сопровождается решением простых клинических задач, что вызывает у студентов повышенный интерес. Невозможно обсуждать, например, детали трахеи, не акцентируя внимание на способах трахеостомии, равно, как и не связать сегментарное строение легких с локализацией воспалительных процессов. Таким образом, у лиц, уже мотивированных на определённую специальность, возникает желание более углубленно изучить предмет, заняться студенческой научной работой.

Кроме этого, во время изучения дисциплины используются групповые формы обучения, то есть работа в малых группах, когда студенты сотрудничают между собой; интервьюирование; генерация идей при помощи «мозгового штурма»; разработка собственных проектов; применение при овладении практическими навыками методик имитации, симуляции, моделирования.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии решают триединую задачу: учить, воспитывать, развивать личность, формировать профессиональные и социальные качества специалиста, что особенно необходимо в современно развивающемся обществе, образовании и методике преподавания.

Список литературы

1. Дейнега Т.Ф. Клиническое мышление: пути формирования и совершенствования на кафедре анатомии / Т.Ф. Дейнега, В.А. Рогуля, А.А. Тихонова // Клиническое мышление: пути формирования и усовершенствования на кафедре анатомии человека: материалы учебно-методической конференции. - Полтава, 2010. - 45 с.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Академия, 2008 - 272 с.

3. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.- мет. пособие для педвузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М., 2006. - 374 с.

4. Рогуля В.А. Современные технологии обучения анатомии человека в подготовке медицинских кадров / В.А. Рогуля, Т.Ф. Дейнега, А.А. Тихонова // Современные технологии обучения анатомии человека в подготовке медицинских кадров: материалы учебно-методической конференции. - Полтава, 2009. -135 с.

5. Чернобай Е.В., Зенкина С.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. - 2008. - № 7. - С. 110-111.

Войти или Создать
* Забыли пароль?