THE PECULARITIES OF THE USAGE OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES (ICT) IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The age of computer technologies is achieving a good pace, and already there is no area of human activity where they would not find their application. In today's reality of the learning process, the issue of modernization is very relevant, but it also stresses the necessity of changing methods and technologies of teaching at all levels, improving weight of those that form practical skills of analysis of information, learning, stimulate independent work of students, shape the experience of responsible choice and responsibility. The necessity arose for a new model of learning based on modern information technologies, implementing the principles of personality-oriented education

Keywords:
information communicational technologies, professional education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе медицинских учебных заведений является актуальной проблемой современного профессионального образования. Аргументировать данное утверждение можно следующим образом: сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести учебное занятие с использованием ИКТ, так как преподавателю предоставляется возможность сделать занятие более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в образовательном процессе изменяет роль студента на занятии – из пассивного слушателя он делается активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между студентом и преподавателем изменяются в сторону партнёрских, а студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности занятия, его насыщенности.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления.

Первое – компьютер включается в обучающий процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения.

Второе – он представляет собой технологизацию обучающего процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.

Задача современного образования в медицинском учреждении – подготовить будущих специалистов к жизни и профессиональной деятельности в новой высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию её возможностей. Отличительной особенностью образовательных стандартов, разрабатываемых сегодня, является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» – к «знаю, умею и могу применить на практике». Информационная компетентность предусматривает умение добывать, обрабатывать и использовать информацию из различных источников и формирует умение пользоваться новыми информационными технологиями; перерабатывать информацию для получения определенного продукта, анализировать информацию и критически относиться к ней; привлекать личный опыт; осознавать полученную информацию и формировать собственную жизненную позицию [4, c. 5].

Обобщая приведённые аргументы, мы можем отметить, что приоритетом развития в среднем профессиональном образовании медицинской направленности является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого специалиста.

С практической стороны это выглядит следующим образом: подготовка студентов происходит по индивидуальным учебным планам; при этом увеличивается доля самостоятельной работы студентов, которая осуществляется под контролем преподавателей.

Рассмотрим следующий пример. Дисциплина «Анатомия человека» преподаётся студентам на втором курсе, преподаватели цикловой комиссии естественно-научных дисциплин сталкиваются с определёнными трудностями: основная масса студентов – со школьной скамьи, – и поэтому не адаптирована к методике преподавание в колледже. Студенты не умеют самостоятельно работать, в то время как значительная часть теоретического материала вынесена на самоподготовку. Часть студентов не умеет акцентировать внимание на главном, у обучающихся возникают трудности в умении пользоваться учебной и методологической литературой.

На каждом занятии, помимо теоретических знаний, студенту необходимо усвоить практические навыки. Задача преподавателя – научить студента работать эффективно. Поэтому преподаватели-анатомы внедряют новые интерактивные формы заинтересованности студента к изучению дисциплины.

Подготовка и проведение лекций, практических занятий, составление к ним методических разработок требуют от преподавателей определённых психолого-педагогических знаний и навыков с использованием максимального творческого потенциала лично каждого преподавателя.

Например, для оптимизации процесса усвоения лекционного материала, как показывает опыт, лучше всего использовать комбинацию, состоящую из тематической мультимедийной презентации, плакатов, специализированных препаратов и тематических муляжей. Как средства активизации студентов, во время лекционных занятий хорошо подходят примеры из клинической практики, реальные истории из жизни, соответствующие лекции.

Невозможно не упомянуть о таком способе приобретения знаний, умений и опыта как «ролевая игра». Именно она предоставляет студенту возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития и самодвижения [1, с. 3]. Элементы имитационной игры можно использовать, к примеру, при изучении опорно-двигательного аппарата, сочетая кости, моделируя функцию суставов и др.

Используя личный опыт преподавания, следует отметить, что изучая предмет, студент должен чётко понимать, где, зачем и когда будут применены знания, полученные во время изучения дисциплины. Только начав обучение, они до конца не осознают, в какой мере этот багаж будет задействован в будущем.

Для того, чтобы студенты понимали необходимость изучения анатомии человека, необходимы опорные точки интеграции предмета с другими фундаментальными и клиническими дисциплинами. Так, анатомо-функциональная характеристика сердечно-сосудистой системы и её связь с специальностью кардиолога, сосудистого хирурга сопровождается решением простых клинических задач, что вызывает у студентов повышенный интерес. Невозможно обсуждать, например, детали трахеи, не акцентируя внимание на способах трахеостомии, равно, как и не связать сегментарное строение легких с локализацией воспалительных процессов. Таким образом, у лиц, уже мотивированных на определённую специальность, возникает желание более углубленно изучить предмет, заняться студенческой научной работой.

Кроме этого, во время изучения дисциплины используются групповые формы обучения, то есть работа в малых группах, когда студенты сотрудничают между собой; интервьюирование; генерация идей при помощи «мозгового штурма»; разработка собственных проектов; применение при овладении практическими навыками методик имитации, симуляции, моделирования.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии решают триединую задачу: учить, воспитывать, развивать личность, формировать профессиональные и социальные качества специалиста, что особенно необходимо в современно развивающемся обществе, образовании и методике преподавания.

References

1. Deynega T.F. Klinicheskoe myshlenie: puti formirovaniya i sovershenstvovaniya na kafedre anatomii / T.F. Deynega, V.A. Rogulya, A.A. Tihonova // Klinicheskoe myshlenie: puti formirovaniya i usovershenstvovaniya na kafedre anatomii cheloveka: materialy uchebno-metodicheskoy konferencii. - Poltava, 2010. - 45 s.

2. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. - M: Akademiya, 2008 - 272 s.

3. Robert I.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: ucheb.- met. posobie dlya pedvuzov / I.V. Robert, S.V. Panyukova, A.A. Kuznecov, A.Yu. Kravcova. - M., 2006. - 374 s.

4. Rogulya V.A. Sovremennye tehnologii obucheniya anatomii cheloveka v podgotovke medicinskih kadrov / V.A. Rogulya, T.F. Deynega, A.A. Tihonova // Sovremennye tehnologii obucheniya anatomii cheloveka v podgotovke medicinskih kadrov: materialy uchebno-metodicheskoy konferencii. - Poltava, 2009. -135 s.

5. Chernobay E.V., Zenkina S.V. Podgotovka uchiteley k ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy dlya sozdaniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov // Informatika i obrazovanie. - 2008. - № 7. - S. 110-111.

Login or Create
* Forgot password?