В статье рассматривается построение цепей только в пределах оперативной памяти, дополнительно ограниченных пределами внимания. В работе предложена модель, объясняющая особенности динамики решения задач на инсайт с использованием аппарата теории раз-ветвленных цепных химических реакций Н.Н. Семенова. При обращении к долговременной памяти (и возврате из нее с результатом на поле построения репрезентации) реальная средняя длина обобщенных мыслительных цепей может только увеличиваться, поскольку известно, что понятия и объекты в ней разветвлённо связаны с другими. В цепной теории условие стремления величины средней длины цепей к бесконечности означает нестационарный режим протекания реакции (цепной взрыв). Таким образом, в представленной модели этот режим резкого увеличе-ния средней длины цепей означает наиболее благоприятные условия для построения репрезен-тации - какую бы цепь (с длиной не больше d). Мы ни взялись построить из имеющихся единиц оперирования со всеми ее разветвлениями - она уложится в наших размерах внимания и не успеет оборваться. Эти условия, наиболее благоприятные для построения и реструктуризации репрезентаций, и есть момент наступления инсайта в нашей модели. Известные литературные данные по экспериментальному исследованию инсайта и творчества хорошо согласуются с требованиями представленной модели к соотношению параметров при инсайте.
интуиция, инсайт, решение задач, цепные процессы
Последние успехи когнитивной психологии привели к возможности формулировки понятия инсайта как чисто интуитивного решения и к разработке специальных «задач на инсайт», решаемых большинством испытуемых интуитивно. На примере работы Меткальф [12], рассмотрим, чем отличается субъективная оценка интуитивного решения задачи от ре-шения сознательного, в данном случае – аналитического (рис.). Справа представлены гисто-граммы отчетов о решении аналитических (алгебраических) задач, а слева – интуитивных. Испытуемых, которые решали задачи, просили оценивать по требованию близость к реше-нию в разные времена до момента его обретения. При оценке пользовались метафорой чув-ства потепления, которое измерялось в виде рейтинга от 1 до 7. Температура «7» означала решение. Нижние гистограммы для аналитической и интуитивной задачи практически по-добны. Это означает, что сначала большинство решающих далеки от решения в обоих случа-ях. Из вида последующих гистограмм справа следует, что, испытуемые, решающие алгеб-раические задачи, ощущали постепенное приближение к решению.В случае решения интуитивной задачи ход гистограмм сохраняет подобие начальной картине вплоть до самого момента решения. Это значит, что большинство испытуемых до самого конца не предполагают, что задача будет ими вскоре решена.
1. Минский М. Фреймы для представления знаний.- М.: Энергия, 1979.- 152 с.
2. Рубцова Н.А., Комиссаров Г.Г. Цепные процессы в интуитивном решении задач // Тезисы 18 международной конференции. МКО-Пущино, 2011.- 49 с.
3. Семенов Н.Н. Избранные произведения в 4 т.- М.: Наука, 2004.- 391 с.
4. Bowden E.M., Jung-Beeman M., Fleck J., Kounios J. New approaches to demystifying in-sight // Trends in Cognitive Sciences.- 2005.- V. 9, No.7.- P. 322.
5. Coderre E.L. Exploring the Cognitive Effects of Bilingualism: Neuroimaging Investigation of Lexical Processing, Executive Control and The Bilingual Advantage: Thesis submitted for the degree of D Ph // University of Nottingham, 2012.- 280 с.
6. Farah M.J., Haimm C., Sankoorikal G., Chatterjee A. When we enhance cognition with Adderall, do we sacrifice creativity? A preliminary study // Psychopharmacology.- 2009.- V. 202, №1-3.- Р.541.
7. Jaro A.F., Gregory J.H. Jarosz A.F., Colflesh G. J.H., Wiley J. Uncorking the muse Alcohol intoxication facilitates creative problem solving // Consciousness and Cognition.- 2012.- V.21, №1.- P. 487
8. Cushen P.J., Wiley J. WileyAha! Voila! Eureka! Bilingualism and insightful problem solv-ing // Learning and Individual Differences.- 2011.- V.21, № 4.- P. 458.
9. Hernandez M., Costa A., Humphreys G.W.. Escaping capture: Bilingualism modulates dis-traction from working memory // Cognition.- 2012.- V.122, №1.- P. 37.
10. Karimi Z., Windmann S., Gunturkun O., Abraham A. Insight problem solving in individ-uals with high versus low schizotypy // Journal of Research in Personality.- 2007.- V. 41.- P.473.
11. Kharkhurin A.V. The role of bilingualism in creative performance on divergent thinking and invented alien creatures tests. Journal of Creative Behavior // 2009.- V. 43, №1.- P.59.
12. Metcalf J., Wiebe D. Intuition in insight and noninsightproblem solving // Learning, Memory and Cognition.- 1987.- V.15.- P. 238
13. Morales J., Calvo A., Bialystok E. Working memory development in monolingual and bi-lingual children // Journal of Experimental Child Psychology.- 2013.- V.114, № 2.- P. 187.
14. Subramaniam K., Konios J., Parrish T.B., Jung-Beeman M. A Brain Mechanism for Faci-litation of Insight by Positive Affect // Journal of Cognitive Neuroscience.- 2009.- V. 21, № 3.- Р. 415.
15. Vartanian O., Martindale C., Kwiatkowski J. Creative potential, attention, and speed of information processing // Personality and Individual Differences.- 2007.- V. 43.- P.1470.