сотрудник с 01.03.2009 по 27.11.2017
Абакан, Республика Хакасия, Россия
сотрудник с 01.09.2010 по 27.11.2017
Абакан, Республика Хакасия, Россия
УДК 51 Математика
Качество графической подготовки студентов университета должно соответствовать современным требованиям к выполнению проектно-конструкторских работ и разработке конструкторской документации. Возрастает роль инструментальной подготовки студентов к широкому использованию CAD-систем при решении учебных задач и выполнении проектных заданий, что соответствует современным требованиям к профессиональной деятельности конструктора-проектировщика. Отсутствие ясных и четких оригиналов построения видов, разрезов, схем и табличных материалов, а также использование ручного труда и нелицензионных автоматизированных программных продуктов, являются актуальными проблемами графической культуры в области гидротехнического проектирования, так как существенно снижают производительность труда, качество выполнения и пользования чертежа. Авторы статьи предлагают новый подход к формированию графической культуры у будущих инженеров в области гидротехнического строительства. В статье рассмотрены возможности системы AutoCAD, главным образом, инструмент для выполнения широкого спектра задач инженерной графики любой сложности при разработке чертежей гидротехнических сооружений, в том числе: • поиск и анализ компоновочных решений. С помощью программы в ее наипростейшей, базовой версии можно проанализировать компоновку не только огромных конструкций с точностью до 1 мм, но и построить планы гораздо более внушительных объектов – заводов, гидроэлектростанций, конгломераций; • разработка рабочих чертежей любой тематики и сложности. Возможностей базовой версии абсолютно достаточно для того, чтобы полученные компоновочные решения превратить в качественную рабочую документацию, соответствующую требованиям отечественных стандартов оформления; • разработка проектов производства работ – даже при отсутствии оцифрованной основы; • построение схем загружения и эпюр усилий; • построение графиков и диаграмм. Последовательный подход формирования графической культуры позволит реализовать единое учебное задание по инженерной и компьютерной графике, что способствует решению такой важной задачи, как обеспечение сочетания ручного и компьютерного черчения при обучении студентов графическим дисциплинам.
гидротехническая графика, система автоматизированного проектирования, инженерная графика, графическая культура, гидротехнические строительство.
Введение
В настоящее время рынок труда требует от выпускника вуза высокой профессиональной мобильности, активной жизненной позиции.
1. Александрова Е.П. Инновационные подходы при обучении геометрическому моделированию [Текст] / Е.П. Александрова, К.Г. Носов, И.Д. Столбова // Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2014. - URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/
2. Альшакова Е.Л. Применение информационных технологий в учебном процессе на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики [Текст] / Е.Л. Альшакова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 42-46. - DOI:https://doi.org/10.12737/471.
3. Асташов А.М. К вопросу об актуальных проблемах графического компьютерного образования [Электронный ресурс] / А.М. Асташов, Л.М. Ошкина, Г.М. Шипова, М.Н. Ветчинников // Вестник МГУ. - 2008. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosuob-aktualnyh-problemah-graficheskogo-kompyuternogoobrazovaniya (дата обращения: 23.11.2017).
4. Брыкова Л.В. Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Автореферат. - М., 2012. - URL: www.dissers.ru
5. Вельтищев В.В. 3D-олимпиады и компьютерное проектирование в программах технических университетов [Текст] / В.В. Вельтищев // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 52-59. - DOI:https://doi.org/10.12737/12169.
6. Волкова М.Ю. Графическая грамотность как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В Егорычева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 53-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/3849.
7. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. - 2014. - № 2. - С. 24-28. - DOI:https://doi.org/10.12737/6522.
8. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. -Т. 1. - № 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
9. Горнов А.О. Базовая инженерная геометро-графическая подготовка на основе 3D-моделирования [Электронный ресурс] / А.О. Горнов, Л.В. Захарова, Е.В. Усанова, Л.А. Шацилло // Проблемы качества графической подготовки в условиях ФГОС ВПО: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2014. - URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/
10. Гузенков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета [Текст] / В.Н. Гузенков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 26-28. - DOI:https://doi.org/10.12737/2128.
11. Ерцкина Е.Б. Геометрическое моделирование в автоматизированном проектировании архитектурных объектов [Текст] / Е.Б. Ерцкина, Н.Н. Королькова // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 48-54. - DOI:https://doi.org/10.12737/19833.
12. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины [Текст] / Г.С. Иванов // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 26-27. - DOI:https://doi.org/10.12737/467.
13. Короткий В.А. Начертательная геометрия на экране компьютерам [Текст] / В.А. Короткий, Л.И. Хмарова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 32-34. - DOI:https://doi.org/10.12737/469.
14. Мысишин И.С. Профессиональная подготовка бакалавров по направлению «строительство» для агропромышленного комплекса на основе применения комплексной системы обучения специальным дисциплинам [Текст]: монография / И.С. Мысишин, Э.В. Маркин. - Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2015. - 160 с.
15. Новожилова С.А. Информационное обеспечение в современных технологиях обучения графическим дисциплинам [Текст] / С.А. Новожилова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 33-35. - DOI:https://doi.org/10.12737/2130.
16. Парвулюсов Ю.Б. Применение компьютерной графики при курсовом проектировании оптических приборов [Текст] / Ю.Б. Парвулюсов // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 42-45. - DOI:https://doi.org/10.12737/3847.
17. Сальков Н.А. Начертательная геометрия - база для компьютерной графики [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 37-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/19832.
18. Серегин В.И. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики [Текст] / В.И. Серегин, Г.С. Иванов, И.М. Дмитриева, К.А. Муравьев // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 8-12. - DOI:https://doi.org/10.12737/2124.
19. Столбова И.Д. Функционал информационных технологий в геометро-графической подготовке инженера [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, К.Г. Носов // Открытое образование. - 2017. - № 1. - С. 59-67.
20. Столбова И.Д. Качество графической подготовки студентов технических ВУЗов в соответствии с современным состоянием единой системы конструкторской документации [Текст] / И.Д. Столбова, А.Б. Шахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 27-31. - DOI:https://doi.org/10.12737/5587.
21. Сторожилов А.И. Инженерная графика на компьютере [Текст]: учебно-методическое пособие. - Минск: Изд-во БНТУ, 2014. - 152 с.
22. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических ВУЗах (взгляд из Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 46-52 .- DOI:https://doi.org/10.12737/3848.
23. Усанова Е.В. Комплексное применение медиатехнологий и CAD-систем в геометро-графической подготовке студентов [Текст] / Е.В. Усанова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 63-67. - DOI:https://doi.org/10.12737/478.
24. Усова Н.А. Графическая культура в процессе обучения информатике студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Н. А. Усова // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - 2010. - № 2. - URL: http://cis.rudn.ru/doc/15307/
25. Фокина Н.И. Поиск эффективной методической системы обучения студентов компьютерной графике [Текст] / Н.И. Фокина, Т.В. Бощенко // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 68-69. - DOI:https://doi.org/10.12737/480.
26. Хейфец А.Л. Курс компьютерной графики для студентов строительных специальностей [Текст] / А.Л. Хейфец, В.Н. Васильева // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 1. - С. 31-39. - DOI:https://doi.org/10.12737/10456.
27. Щеглова А.В. Применение компьютерных технологий в процессе изучения графических дисциплин [Текст] / А.В. Щеглова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 73-74. - DOI:https://doi.org/10.12737/482.
28. Юматова Э.Г. Геометро-графическая культура - системообразующий фактор инновационной образовательной среды инженерного вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - URL: https://science-education.ru /ru/article/view?id=24920 (дата обращения: 19.10.2017).
29. Ярошевич О.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера [Текст] / О.В. Ярошевич, Н.В. Зеленовская // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 37-42. - DOI:https://doi.org/10.12737/5590.